Ярослав Мудрый. Проблемы изучения, сохранения и интерпретации историко-культурного наследия: сборник материалов IX  Международной научно-практической конференции, Ярославль 1-2 марта 2018 года

Ярослав Мудрый. Проблемы изучения, сохранения и интерпретации историко-культурного наследия: сборник материалов IX  Международной научно-практической конференции, Ярославль 1-2 марта 2018 года

Ярослав Мудрый. Проблемы изучения, сохранения и интерпретации историко-культурного наследия: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции, Ярославль 1-2 марта 2018 года /Управление культуры мэрии г. Ярославля, МУК «Централизованная  система детских библиотек г. Ярославля», Центральная детская библиотека им. Ярослава Мудрого. – Ярославль: Канцлер, 2018. – 240 с.

Десятый раз на Ярославской земле проходит международная научно-практическая конференция, посвященная Ярославу Мудрому и его эпохе, проблемам изучения и сохранения культурного наследия. Благоверный князь Ярослав Мудрый не просто историческое лицо в летописных сводах. Мы до сих пор поражаемся глубине личности этого великого мужа, той силе духа, что была у него, что даже в памяти народной его образ – это образ мудрого правителя и святого человека. Он основывал города, в том числе и Ярославль. Он возводил храмы, как например собор Святой Софии. При князе возникли первые русские монастыри, в которых созидали летописцы. Ярослав Мудрый издал «Русскую Правду» – свод правовых законов, и при нем Церковью стал управлять первый русский митрополит – Илларион. Он очень любил книги и был образованным человеком своего времени, поэтому много времени уделял переводу византийских произведений.

Поэтому данный сборник не просто попытка осмыслить его духовное наследие, но и анализ этой духовно-культурное преемственности. Теперь об особенностях данного сборника. Он включает в себя 31 доклад – ученых, практиков из городов Белоруссии – Минска и Полоцка, Сербии – Сопота, России – Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Ростова-на-Дону, Кемерово, Томска, Великого Новгорода, Череповца, Ржева, Арзамаса, Ростова Великого, Ярославля. В статьях представлен широкий круг тем, связанных с историй Древней Руси и Ярославом Мудрым, историческим и литературным краеведением, использование историко-культурного наследия. Отдельный блок докладов посвящен памятным датам Великой Отечественной войны и Первой мировой.

Спектр представленных докладов очень широк, и мы упомянем лишь те, которые относятся к нашему городу и его покровителю – Ярославу Мудрому и его эпохе. В статье К.А. Аверьянова «Когда был составлен «ряд Ярослава»»?  приводится аргумент в пользу того, что завещание Ярослава Мудрого было составлено не в 1054 году, как утверждается в официальных источниках, а предположительно между 1036-1038 гг. или 1040-1041 гг. Выяснение этого факта позволяет объяснить встречающуюся в летописях разницу числа сыновей Ярослава, между которыми были распределены его владения.

В статье С.Н. Темушева «Политика Ярослава Мудрого в отношении периферийных «конфедератов»» рассматриваются акции киевского князя Ярослава Мудрого в отношении финно-угорских и балтских периферийных племен. Делается попытка выяснить результаты налого-даннических походов киевского князя по подчинению сопредельных с Русью племен.

Доклад А.В. Бородкина «Казаки в Ярославле в эпоху «Смутного времени»» посвящен исследованию причин и обстоятельств пребывания в Ярославле представителей казачества. Характеризуются политические симпатии разных слоев казачества и его роль в развитии региона, а также неоднозначного отношения к нему местного населения.

В докладе Ю.В. Климакова «Ярославские епархиальные ведомости» (1860-1917) как источник изучения историко-культурного наследия Ярославского края» рассматривается вклад дореволюционных «Ярославских епархиальных ведомостей» в изучение вопросов библиотечного и книжного дела, в историческое краеведение и духовное просвещение населения в целом.

В статье И.В. Вагановой  «К.Ф. Некрасов – коллекционер древнерусского и восточного искусства» освещается незаурядная и многогранная личность племянника поэта Николая Алексеевича Некрасова – общественного деятеля, книгоиздателя и коллекционера Константина Федоровича Некрасова. Некрасов обладал роскошной коллекцией древнерусских икон, коллекцией персидского фарфора, посуды, изразцов, рукописей, китайской миниатюры, и все это великолепие он передал молодому советскому государству. Как собиралась уникальная коллекция, и для каких целей она послужила можно узнать из данного доклада.

В докладе И.А. Серова «Ярославль в монархическом сценарии власти последнего российского императора» описываются поездки Августейшего семейства по Ярославской губернии и отклики на эти события разных слоев российского общества. Дается авторская трактовка формирования образа монарха и императорской власти в глазах ярославцев.

В статье М.Д. Даниловой «Художники-блокадники: ярославские страницы (1942-1944)» рассказывается о селе Карабиха, где в годы Великой Отечественной войны находилась база Академии  художеств – « ЯРБАХ». Этим и объясняется наличие значительных коллекций работ ленинградских художников в ярославских музеях. Приводятся отрывки из дневников ленинградцев-блокадников, описывающие ужасы войны, тяготы  эвакуации и творческую работу в нашем городе.

В пронзительной статье Н.А. Русиновой «Пленники ленинградской блокады» говорится о судьбе жительницы поселка Норское г. Ярославля Тамары Павловны Озеровой (Махутиной) и ее семьи в годы ленинградской блокады. Маленькая Тамара и её 5-летний брат попали в детский концлагерь в Вырицах, называемый фашистами «детским домом». Страшные условия пребывания там детей, болезни, голод, издевательства и неожиданная помощь от старца Серафима Вырицкого.

Доклад О.М. Кузьминой «Работники культуры и искусства Ярославской и Калининской областей на страже мира: к 75-летию воинского подвига на тверском Волговерховье (1941-1943)»  говорит о проблеме освящения труда работников культуры Ярославской и Калининской (Тверской) области в страшные военные годы. Как глумились враги над духовными святынями мирного населения и как «просвещали» население культурно-массовыми зрелищами, как функционировал Волковский театр в военное время – повествует автор этой статьи.

Доклад Кириллова О.С. «Русский медведь» посвящен репрезентация образа этого культового животного в разных культурных практиках. В статье дается анализ истоков и причин широкого использования этого образа в русском фольклоре, в геральдике, в символике общественных и политических организаций. В качестве показательного примера приводится Ярославль, где образ медведя представлен наиболее ярко и репрезентативно.

Материалы данного сборника предназначены для историков, краеведов, филологов, работников музеев, библиотек и архивов, а также для всех, кому интересна средневековая история России и Русской Православной Церкви.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *