Главная » Новости культуры » ПАМЯТИ МАРГАРИТЫ ГЕОРГИЕВНЫ ВАНЯШОВОЙ

ПАМЯТИ МАРГАРИТЫ ГЕОРГИЕВНЫ ВАНЯШОВОЙ

ПАМЯТИ МАРГАРИТЫ ГЕОРГИЕВНЫ ВАНЯШОВОЙ


Ярославская культура понесла невосполнимую утрату. На 78-м году жизни после продолжительной болезни ушла Маргарита Георгиевна Ваняшова – яркая, масштабная личность. М. Г. Ваняшова – заслуженный работник культуры Российской Федерации, театральный и литературный критик, литературовед, историк театра, член Союза журналистов России, член Ассоциации театральных критиков России, трижды лауреат областной премии имени И. З. Сурикова и областной премии имени Ф. Г. Волкова, автор многочисленных книг и статей о Волковском театре и театральной истории Ярославского края.

Маргарита Георгиевна была большим и преданным другом ярославских библиотек. Памятны все встречи: то ли это рассказ о «Чайке» на сцене Волковского театра в библиотеке имени Чехова, то ли повествование о театрале из Норского посада в библиотеке имени Марии Петровых. Все книги Маргариты Ваняшовой непременно презентовались в Центральной библиотеке имени Лермонтова, к читателям и работникам которой она относилась с особенной дружеской симпатией.

Последняя встреча с Маргаритой Георгиевной состоялась 11 октября 2019 года на Лермонтовских чтениях, непременным участником которых она являлась. Влиянию Лермонтова на поэзию Серебряного века был посвящен её прошлогодний доклад «Лермонтов и кремнистый путь русской поэзии». Маргарита Георгиевна в своей неподражаемой манере разбирала творчество Блока, Мандельштама, Пастернака, Бродского, отмечая у каждого автора следы влияния поэзии Лермонтова на примере одного стихотворения «Выхожу один я на дорогу…», в котором «каждая строчка – готовый афоризм». Каждая встреча в библиотеке с ней – это открытие новых граней таланта и мудрости несравненной Маргариты Георгиевны, путешествия во времени и пространстве с удивительным рассказчиком.

Именно Маргарита Георгиевна встала в авангарде на защиту статуса Первого русского театра имени Фёдора Волкова. Последней её работой стал фундаментальный труд по истории Волковского театра, который она готовила к печати.

Она была неутомимым исследователем, тружеником. Её открытого и неравнодушного сердца хватало на всех, студентов и коллег, друзей-единомышленников.

Маргарита Георгиевна ушла от нас 24 мая, в день святых равноапостольных святых Кирилла и Мефодия – христианских просветителей и создателей славянской азбуки, словно давая нам наказ, – хранить русскую культуру.

Вечная память нашему другу и учителю!

Светлана Ахметдинова

Слово прощания

Ушла Маргарита Георгиевна Ваняшова. Осиротел Ярославль — никто в полной мере не заменит того свойственного ей глубоко родственного, спокойно-проникновенного понимания родного города: его истории и культуры, его своеобразия и его проблем. Непоправимо осиротел Волковский театр, которому Маргарита Георгиевна служила верой и правдой, посвятив театру и литературный талант свой, и дар человеческого обаяния, и годы, и силы — всю жизнь! Домом Волкова называла она наш театр. Но это был, без сомнения, и её дом: родной, сложный, бесконечно любимый…

Осиротели и мы, сотрудники и читатели ярославских библиотек. О том, как сильно будет нам теперь не хватать Маргариты Георгиевны, не доставать её вечеров, выступлений на чтениях, просто встреч и разговоров с ней, — нечего и говорить. Но остаётся благодарная память, которая сохранит тепло её голоса, неповторимые интонации, глубину своеобычной мысли и сердечную простоту её общения со слушателями. В этой памяти сердца то и дело возникают яркие, живые картины. Вот в Лермонтовской библиотеке Маргарита Ваняшова в беседе с нами сближает великую поэзию и великую живопись — это идёт вечер «Лермонтов и Рембрандт».

А вот оживает в библиотечном зале образ замечательного, но почти никому тогда не известного нашего земляка-ярославца Герасима Лебедева, который, как будто приняв эстафету от Фёдора Волкова, основал театр в далёкой Индии. Это Маргарита Ваняшова представляет свою книгу «Мельпомены ярославские сыны». И это — один из первых разговоров о Герасиме Лебедеве на его родине.

А вот в памяти  уже не библиотечный, а театральный зал. Это на рубеже XX и XXIвеков Лермонтовская библиотека и Волковский театр объединились, чтобы под руководством Маргариты Георгиевны провести удивительно интересную общегородскую конференцию, посвящённую юбилею выхода в свет в XVIII веке в Ярославле первого русского провинциального журнала «Уединённый пошехонец».

И вновь библиотека. И премьеры новых книг Маргариты Ваняшовой. И люди, прекрасные люди, как бы сходящие со страниц её книг. Это и Фёдор Шаляпин, которому не раз летом доводилось жить в Ярославском крае, на реке Нерли, на земле, о которой, умирая в Париже, он говорил, что места эти «красоты непомерной» (книга «От Нерли до Парижа»). Это и «театрал из Норского посада» доктор Курочкин. Это и легендарный главный режиссёр Волковского театра Фирс Шишигин. И многие, многие другие…

И это только в Лермонтовской библиотеке. А сколько интересных встреч с Маргаритой Георгиевной состоялось за много лет в библиотеке имени Чехова! На конференциях и чтениях Маргарите Ваняшовой довелось говорить и о днях прошедших, и о самой что ни на есть современности. И о младшем брате великого писателя Михаиле Павловиче Чехове, связанном судьбою с Ярославлем. И об авангардном, вызывающем то споры, то неприятие — но при этом глубоко чеховском — спектакле Евгения Марчелли «Чайка».

А ещё запомнился очень личный, доверительный рассказ Маргариты Ваняшовой о том, как она впервые, вместе с театром, побывала на родине Чехова, в Таганроге. О том, как город помог ей ощутить в Чехове близкого человека. А мы, слушая Маргариту Георгиевну, чувствовали, что всё, о чём она говорит, не просто глубоко осмыслено, а пропущено через сердце — чуткое, умное сердце… Такой и останется с нами Маргарита Георгиевна Ваняшова.

Ирина Шихваргер

Биография

Маргарита Георгиевна Ваняшова родилась 26 марта 1943 года в Иванове. В 1965 окончила филологический факультет Ярославского государственного педагогического института имени К. Д. Ушинского, в течение 15 лет преподавала в этом институте. В 1971 окончила аспирантуру Московского государственного педагогического института.

В 1980-1989 – первый проректор по учебной и научной работе Ярославского театрального училища (вуза), заведующая кафедрой литературы и искусствознания ЯГТИ (области специализации – история русского театра, история и теория русской литературы, литературная и театральная критика). В 1991 окончила докторантуру МГУ им.М. В. Ломоносова – диссертация «Феномен трагедии в русской литературно-художественной критике первой трети XX века». Доктор филологических наук, академик РАЕН.

Ещё будучи студенткой активно сотрудничала с ярославскими газетами «Северный рабочий» и «Юность». Член Союза журналистов с 1965. В 1993-2002 была редактором приложения «Уединённый пошехонец» к газете «Золотое кольцо». В 2003-2012 являлась театральным обозревателем ярославской ежедневной газеты «Северный край» (избранные интервью и рецензии включены в сборник «Волковские сезоны в XXI веке»).

Печаталась как театральный критик с 1961 года, как литературовед с 1966. Автор сотен публикаций в центральной печати и интернет-изданиях. С 2008 – старший редактор редакционно-издательского отдела Российского государственного академического театра драмы им. Ф. Г. Волкова. В 2014-2015 – главный редактор журнала «Театральный круг», издававшегося театром. Член Ассоциации театральных критиков России.

Автор книг: «Мастера Волковской сцены» (1975), «Проблемы нравственного воспитания в современной советской литературе» (1979), «Нам остается только имя: Блок – Ахматова – Мандельштам – Цветаева» (1993), «Мельпомены ярославские сыны. Волков. Дмитревский. Лебедев» (2000), «Российский государственный академический театр драмы имени Фёдора Волкова: 250 лет творческого пути» (2000), «Георгий Курочкин. Театрал из Норского посада» (2007), «Фирс Шишигин: Люблю жить в актёре!» (2012), «В пламени военных лет. Волковский театр в годы Великой Отечественной войны» (2015), «Театр Евгения Марчелли. Путешествие на пределе возможностей» (2017), «Двойной лорнет: Поэзия. Проза. История. Театр. Живопись: избранные статьи» (2018).