Главная » Рецензии » От Волги до Одера 1942-1945. Фронтовые записи и фотоархив военного корреспондента Подшивалова Евгения Васильевича

От Волги до Одера 1942-1945. Фронтовые записи и фотоархив военного корреспондента Подшивалова Евгения Васильевича

Фронтовые записи и фотоархив военного корреспондента Подшивалова Евгения ВасильевичаОт Волги до Одера 1942-1945. Фронтовые записи и фотоархив военного корреспондента Подшивалова Евгения Васильевича. – М., 2017. —  72 с.
Эта книга посвящена светлой памяти всех живых и мертвых солдат Великой Отечественной войны, отстоявших свободу и независимость нашей Родины. В 2017 году исполняется 100 лет со дня рождения фронтового корреспондента «Комсомольской правды» Евгения Подшивалова. Данное издание по дневниковым записям и фотоархиву отца подготовил его сын, Владимир Подшивалов, полковник пограничной службы в отставке, ветеран Федеральной службы безопасности.

Имя Евгения Васильевича Подшивалова не случайно тесно связано с Ярославской землей. Он родился 4 марта 1917 года в селе Ново-Богородицкое Арефинского (ныне Даниловский) района Ярославской области в большой крестьянской семье. В 1931 году Евгений Васильевич уехал в Ярославль, где учился на вечернем индустриальном рабочем факультете и работал вначале учеником фотографом, а потом инструктором по фотоделу. С ноября 1937 по август 1941 года  был фотокорреспондентом областной комсомольской газеты «Сталинская смена», а потом – фотокорром областной газеты «Северный край». В январе 1942 года Евгений Подшивалов ушел добровольцем на фронт военным корреспондентом газеты «Сталинский удар» 28-й армии, переименованной в 4-ю танковую, а позднее в 65-ю армию. Он воевал под Харьковом, под Сталинградом, на Курской дуге, освобождал Украину, Белоруссию, Польшу, дошел до Берлина и параллельно вел фронтовой дневник. Был военным фотокорреспондентом «Комсомольской правды», «Красной звезды», фотохроники ТАСС. Его бесстрастные фотографии – это фронтовая жизнь, правдивая и страшная. Бойцы, бегущие в атаку, через мгновение их уже может и не быть в живых. Хроники Курской дуги, пленные немцы и румыны под Сталинградом, форсирование Дона и Днепра, освобождение концлагеря Озаричи на территории Белоруссии. В этом лагере смерти он запечатлел на пленку нечеловеческие условия, в которых содержались тысячи женщин, детей и стариков из гражданского населения Озаричи. Страшная картина. Кругом трупы людей, стоны, крики живых. На снимке, который сделал товарищ журналиста, Евгений дает голодной маленькой девочке угощение – галету. Она быстро ее съела, но больше давать нельзя. А вот другое фото – ребенок склонился над матерью, а мать уже мертва. Именно эта фотография была представлена на Нюрнбергском процессе как свидетельство преступлений фашизма. Последняя запись дневника датируется 1944 годом, а дальше была пронзительная фотохроника наступления наших войск, освобождение Польши и Германии, и памятные фото на улицах Берлина и Праги. В его архиве сохранилось около 300 военных фотографий. А сколько раз этот военный фотокорр поворачивался спиной к фронту, чтобы запечатлеть историю войны. А сколько раз он мог погибнуть, как например, взрыв на мине их редакционной машины, и чудо, что все остались живы. У войны много ликов: страшных и прекрасных. И все они нашли отражение в его фронтовом дневнике. Будни наступательных операций, опасные переезды, бомбежки, смерть однополчан, страшные хроники о лагере смерти Озаричи, незаметный героизм связисток и медсестер, парочка влюбленных на фоне битвы, и главное — случайная и нежданная встреча с любимой женой Татьяной. У Евгения Васильевича счастливая творческая судьба. Война свела его с генерал-лейтенантом П.И. Батовым (к тому земляком), маршалами К.К. Рокоссовским и Г.К. Жуковым, а послевоенное время его объектив запечатлел первых советских космонавтов – Юрия Гагарина и Валентину Терешкову. После войны Евгений Васильевич был принят в Органы госбезопасности, и с 1949 года его откомандировали в распоряжение Министерства безопасности по Ярославской области. Увлечение фотографией он передал и своему сыну Владимиру, благодаря которому фронтовой дневник отца вышел из забвения и показал читателям нелегкую атмосферу фронтовых дорог военного фотокорра и нашего земляка – Евгения Васильевича Подшивалова.

Фронтовые записи и фотоархив военного корреспондента Подшивалова Евгения Васильевича Фронтовые записи и фотоархив военного корреспондента Подшивалова Евгения Васильевича Фронтовые записи и фотоархив военного корреспондента Подшивалова Евгения Васильевича Фронтовые записи и фотоархив военного корреспондента Подшивалова Евгения Васильевича