13 октября в Центральной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова города Ярославля прошел второй день XXII Лермонтовских чтений.
Он традиционно открылся приветствием директора Централизованной библиотечной системы города Ярославля Светланы Юрьевны Ахметдиновой. Также с пожеланиями плодотворной работы к гостям и участникам обратились сотрудники музея Лермонтова в Пятигорске.
В течение дня было рассказано много интересного не только о творчестве Михаила Юрьевича, но о тех людях, кто его окружал, с кем он вел дела, общался, у кого учился, с кем был в родстве. Также несколько выступлений были посвящены исследователям и последователям Лермонтова.
Светлана Юрьевна Ахметдинова представила сообщение «Она была актрисою… Людмила Брыткова – ярославна из рода Арсеньевых». Для поклонников и знатоков биографии поэта сразу становится понятно: это – родственница Михаила Юрьевича, ведь его бабушка, Елизавета Алексеевна, и мать — в девичестве — носили именно эту фамилию.
Ярославцы помнят яркую, талантливую актрису Людмилу Брыткову (Стужеву) по спектаклям в театре Ф. Волкова, где служили супруги с 1980 по 1988 годы.
— Для этой презентации, в которой вы увидели много интересных фотографий, снимки из личного архива предоставил Виталий Львович Стужев, заслуженный артист, народный артист России, обладатель «Золотой Маски». Он сейчас присутствует в зале, — отметила Светлана Юрьевна.
Артиста встретили аплодисментами: В. Л. Стужев – давний друг Лермонтовки, участвовал во многих Лермонтовских днях, выступал с художественным чтением произведений Михаила Юрьевича Лермонтова.
Наталья Юрьевна Алимова, член Союза писателей, член литературного объединения «Угреша» (Московская область) познакомила участников Чтений с семьей Воронцовых. «Родственники Лермонтова Воронцовы. Стихи Игоря Воронцова о Лермонтове» — так называлось ее выступление.
Игорь Воронцов, к слову, писал стихи не только о своем родственнике, но и о том, что довелось пережить ему и его родным: о блокаде. Его в детстве потряс подвиг их матери, сумевшей вырастить крохотную дочку, грудного младенца, в тех тяжелейших условиях. А еще Игорь Воронцов – один из инициаторов создания Ассоциации «Лермонтовское наследие», автор поколенной росписи Лермонтовых, многих других книг, сборников стихов.
Наталья Юрьевна тоже пишет стихи; свой сборник «Огни медуницы» она подарила Лермонтовской библиотеке. Именно там прозвучали слова, которые можно, пожалуй, вынести в эпиграф всех встреч, посвященных Лермонтову – неважно, литературоведческий ли это форум, или краеведческий, или театральный фестиваль произведений поэта: «Твоих творений вечных строки…».
О вечных строках размышляла в своем докладе «Для будущей жизни прекрасной… Учитель словесности Лермонтова Алексей Федорович Мерзляков» Светлана Николаевна Левагина, ведущий методист Областной юношеской библиотеки имени А. А. Суркова.
А творчество автора знаменитой песни «Среди долины ровныя…» не могло не повлиять на стихи и темы Михаила Юрьевича. Светлана Николаевна проанализировала некоторые произведения Михаила Юрьевича и нашла несомненную перекличку поэзии ученика и учителя. Также С. Левагина познакомила участников Чтений с факсимильным изданием книги А. Мерзлякова.
Необычный путь знакомства с Василием Чилаевым выбрала Галина Гургеновна Тер-Габриэльянц, ученый секретарь Московского Лермонтовского общества. Она показала особенности личности владельца домика у подножия Машука, где Лермонтов провел свои последние дни, через уникальный архив Василия Ивановича.
В основе этого сообщения — публикация в одном из пятигорских изданий.
Василий Чилаев, представитель знатного рода, человеком был очень педантичным: записывал буквально всё – от списка квартиросъемщиков до списка расходов и других «записей для памяти». В жизни, наверное, с ним было непросто общаться. Зато для историков, исследователей он – просто подарок: достоверные источники специалистами очень ценятся. А Чилаев знал обо всем, что происходило у него в доме, был в курсе многих обстоятельств, в том числе – и тех, что предшествовали той роковой дуэли. Его архив, как и архивы других людей, окружавших Лермонтова, еще требует самого пристального изучения – именно это в своем напутствии к Лермонтовским чтениям 2021 года написал Владимир Захаров (Светлана Юрьевна процитировала приветствие лермонтоведа). Э то обращение стало завещанием ученого.
Владимир Александрович указывал, что даже малейшая деталь очень нужна и важна, так как она дополняет наши знания о поэте, а в завершение своего письма написал: «Ищите – и обрящете». И в этих словах – сама суть работы, призвания исследователя, литературоведа или историка. Именно по этому принципу жила Татьяна Карповна Черная, воспоминаниями о которой поделилась по видеосвязи Мария Руслановна Якунина, и Петр Андреевич Фролов, тарханский лермонтовед, с которым участников Чтений познакомила Светлана Андреевна Бойко, сопредседатель Московского Лермонтовского общества.
Петр Андреевич жил в Тарханах, работал там, много лет занимался происхождением рода Лермонтовых. Он – автор книги «Создание и крушение семьи Лермонтовых». Эту книгу Светлана Андреевна подарила Лермонтовской библиотеке.
Иногда крупицы новых знаний о том или ином известном человеке можно найти в самых неожиданных местах. Например, как Светлана Дмитриевна Нечай, библиотекарь Центральной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова, изучая биографию Алексея Плещеева. Ее сообщение называлось « Россия и Средняя Азия в судьбе поэта Алексея Плещеева. Исполнение Лермонтовской мечты».
Или наслаждаясь работами фотографа – как Елена Николаевна Пчелкина, которая, рассматривая снимки Валерия Кушнарева с Онеги и Ладоги, рассказала об истории создания работ, навеянных лермонтовским мотивом «белеющего одинокого парусника». Кстати, каждый участник Чтений – гость нашего города – получил в подарок фотографию В. Кушнарева.
Второй день включал в себя только одно литературоведческое исследование — им стало выступление «Динамическая поэтика Лермонтова (романтический образ ночи)» Германа Юрьевича Филипповского, доктора филологических наук, профессора ЯГПУ имени К. Д. Ушинского (Ярославль).
Его небольшой, но глубокий и вдумчивый обзор мотива ночи, магистрального и руководящего, в стихах Лермонтова погрузил всех в атмосферу романтизма и заставил задуматься: а каким бы мог стать этот совсем молодой, но уже гениальный поэт в будущем?
— Лермонтов – классик романтизма, но романтик не простой – гений! Вообще, считаю, что и у него, и у Пушкина не было «разгона», периода ученичества. Сразу возникли великие поэты! А Лермонтов стоял на пороге великих свершений – кто знает, какая бы величина нам явилась, останься он в живых?
Тут вспомнились строки Ларисы Желенис, прозвучавшие накануне, в первый день Чтений: «Никогда не прощу Мартынова!..». И к этим словам хочется присоединиться всей душой.
Герман Юрьевич, кстати, также подарил в фонды Лермонтовки свою новую монографию. Правда, не о Лермонтове, а о Пушкине.
А завершились Лермонтовские чтения небольшим видеороликом-знакомством с библиотекой имени М. Ю. Лермонтова города Бородино Красноярского края. Также в финале были вручены сертификаты участников и Почетные Грамоты Российского Лермонтовского Комитета.
Елена Белова, сотрудник ЦБС.