13 марта гостями ярославской Лермонтовки были Мария Леонидовна Рубцова – церковный историк, научный референт наместника Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом и учащиеся 11 класса социально-гуманитарного профиля Провинциального колледжа. Мария Леонидовна прочитала одну из своих уникальных авторских лекций-бесед – «Школьная жизнь 300 лет назад: история, традиции, учебный процесс».
Димитрий Ростовский (1651-1709) вошел в историю нашей страны как известнейший церковный писатель и просветитель, организатор одной из первых в России школ, автор драматических музыкальных произведений, которые ставились в его ростовской школе и являлись существенной частью учебного процесса того времени (конец 17-го и самое начало 18-го века). Ежегодный фестиваль «Ростовское действо» в музее-заповеднике «Ростовский кремль» — это прямое продолжение дела митрополита Димитрия. В те далёкие времена в театральной постановке были заняты 54 ученика, а спектакль длился целых шесть часов.
Школьники с увлечением слушали простой, но такой глубокий и научно обоснованный рассказ о том, как зарождались первые учебные заведения в Малороссии, откуда родом Димитрий Ростовский, и в России. Ребята отвечали на вопросы, активно участвовали в обсуждении, размышляли и предлагали свои варианты ответов на вопросы:
- когда начинался учебный год в самых первых российских школах;
- с какого возраста начиналось обучение и сколько лет оно могло продолжаться;
- какое количество учеников было в классах;
- по каким причинам ученик мог прекратить обучение в школе;
- каким было расписание уроков;
- какие предметы преподавались;
- в какое время и сколько дней длились каникулы;
- чем ученикам приходилось заниматься в свободное время.
Из небольших книжных фрагментов и зарисовок, архивных выдержек и кадров презентации, благодаря лекторскому искусству М. Л. Рубцовой перед нашим мысленным взором предстала российская школа далёкого 17 века — длинный стол с сидящими за ним на скамье босыми учениками; учитель (настоятель монастыря), окружённый лучшими учениками; «аудиторы» — проверяющие знания школяров; «императоры» — признанные лучшими в диспутах; школяры, убегающие от «чёрной метки»…
От библиографов нашего сектора школьникам и преподавателям была предложена книжная выставка «Из истории Российского образования» и рекомендательные библиографические списки на тему «Школьная» история» с разделами:
- История школьного образования в России.
- Метаморфозы школьной формы.
- Методические разработки учителей.
- Из истории школьного образования Ярославского края.
Аннотированные списки книг и журнальных статей были составлены с помощью электронного каталога и электронной краеведческой базы данных Центральной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова, а также Сводного каталога периодики библиотек России (проект МАРС-АРБИКОН).
Кроме того, в качестве наглядного пособия современные школьники познакомились с прижизненным изданием Четьих-Миней – самого известного труда Димитрия Ростовского. Это раритетное издание на церковнославянском языке было напечатано в 1700 году в Киево-Печерской Лавре. В обычном музее его хранят под стеклом. На нашем занятии ребята смогли подержать музейный экспонат в руках, ощутив его тяжесть, полистать, попробовать прочитать.
После лекции Марию Леонидовну Рубцову благодарили и ученики колледжа, и педагоги, и сотрудники Лермонтовки. Так увлекательно, образно, с доскональным знанием предмета рассказать о самых обыденных вещах – настоящее искусство!
Надеемся, что сотрудничество с таким замечательным лектором продолжится – уже выбрана следующая тема для беседы, и связана она в Год памяти и славы с 75-летием Великой Победы.
Организовали встречу сотрудники Центральной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова
Е. Л. Ирхина, Т. В. Заболотская, С. Л. Смирнова