21 апреля в Центральной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова состоялся вечер-беседа «Ростовское действо», посвящённый наступающей Светлой Пасхе.
Гостем библиотеки стала Мария Леонидовна Рубцова — референт по научной работе наместника Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря города Ростова Великого. Она рассказала об истории создания школьного театра Димитрием Ростовским, а затем показала отрывки из его самого знаменитого спектакля, после долгого забвения, впервые реконструированного в 1982 году на сцене Московского государственного академического камерного музыкального театра под управлением Бориса Александровича Покровского.
История такова. Оказавшись в 1702 году на архиерейской кафедре в Ростове Великом, Димитрий Ростовский (в миру Даниил Савич) по собственному почину открыл школу в стенах своей резиденции — Архиерейского дома. В ней училось около 200 детей. В первый же год его прибытия в Ростов Великий появилась не только школа, но и был поставлен рождественский спектакль.
О продолжительности «Комедии на Рождество Христово» — таково оригинальное название этого произведения — сказать сложно. Скорее всего, этот музыкальный спектакль шёл в течение всего дня, именно поэтому он называется действом. В нём принимали участие не только 54 действующих лица, но и сами зрители были вовлечены в происходящее в зале. Премьера состоялась 27 декабря 1702 года — на второй день после Рождества Христова. Всего Димитрию Ростовскому приписывают 12 спектаклей. Эта цифра очень красива, но не находит документального подтверждения. Известно, по крайней мере, о пяти постановках разных спектаклей в школе Димитрия Ростовского, авторство которых принадлежит ему.
Родился Димитрий Ростовский в местечке Макарове под Киевом в декабре 1651 года. Родился он в то время, когда по всей Украине (Малороссии) шла борьба за независимость и его родной отец Савва Григорьевич Туптало был сподвижником и единомышленником гетмана Богдана Хмельницкого. Когда семья переехала из Макарова, Даниил поступил в Киево-Могилянский коллегиум. Там серьёзной составной частью учебного процесса были школьные спектакли. Они были направлены на развитие гуманитарного образования учащихся, а также на просвещение зрителей, многие из которых не умели читать, да и книги были доступны очень ограниченному кругу людей. В школьных же спектаклях доступными словами пересказывалась Священная история, а высокие истины излагались простым наглядным способом.
Димитрий Ростовский писал спектакли на разные церковные праздники. Все они были музыкальными, но оригиналов музыкальных партий, к сожалению, не сохранилось. Когда народный артист СССР Борис Покровский в соавторстве с искусствоведом Евгением Михайловичем Левашовым задумал поставить рождественский спектакль Димитрия Ростовского, он дал ему более краткое и современное название «Ростовское действо» — и это название прижилось и используется для постановок этого спектакля и другими театрами. А автор музыкальной реконструкции спектакля Е. М. Левашов привлёк к работе десятки искусствоведов, помогавших ему отбирать музыкальный материал той эпохи, в которую жил Димитрий Ростовский, в архивах разных городов СССР.
Дважды — в 2008 и 2009 годах — музыкальный спектакль «Ростовское действо» в постановке Московского государственного академического камерного музыкального театра под управлением Б. А. Покровского по приглашению Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря был привезён в Ростов Великий и показан на своей исторической сцене в Ростовском кремле, бывшем некогда архиерейской резиденцией. Оба раза он проходил при полном зале и тёплом приёме зрителей.
В прошедшей в нашей библиотеке встрече мы смотрели отрывки из спектакля. Смотреть было очень трудно, но интересно.