«Похвала Богородице. Чудотворные иконы Ростово-Ярославской земли ХVII-ХХI веков». Лекция Марии Леонидовны Рубцовой

«Похвала Богородице. Чудотворные иконы Ростово-Ярославской земли ХVII-ХХI веков». Лекция Марии Леонидовны Рубцовой


17 сентября в Центральной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова состоялась лекция пресс-секретаря игумена Спасо-Яковлевского монастыря города Ростова Великого Марии Леонидовны Рубцовой «Похвала Богородице. Чудотворные иконы Ростово-Ярославской земли ХVII- ХI веков». Это была третья часть небольшого цикла, посвящённого чудотворным иконам Богоматери, прославившихся в нашем крае за несколько минувших столетий.

Свой рассказ Мария Леонидовна начала с удивительного факта о том, что в середине 1990-х годов в Ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь известным старцем и первым духовником этой обители архимандритом Павлом (Груздевым) было передано большое число старинных икон, собранных им из закрывшихся церквей по всей Ярославской области. Среди них были иконы, о которых и шла речь во время этой встречи.

Вначале вспомнили Лиддскую-Римскую икону Богородицы, чтимую святыню Борисоглебского на Устье Ростовского монастыря, основанного учениками преподобного Сергия Радонежского Фёдором и Павлом. И эта обитель многим известна благодаря своей яркой истории и не менее яркому архитектурному ансамблю. Недалеко же от этого монастыря, в двух километрах от него, находится храм Святой Троицы на Бору. Точнее, находятся руины этого храма и сохранившаяся колокольня. Мало кто знает, что c древности и до времён Екатерины II на этом месте существовал женский монастырь, причём вклады в него делал, к примеру, Иоанн Грозный. Икона Святой Троицы ХVI века, происходящая из Троице-Борского монастыря и сейчас находящаяся в Государственной Третьяковской галерее, по мнению специалистов, является вкладом этого царя.

«Похвала Богородице. Чудотворные иконы Ростово-Ярославской земли ХVII-ХХI веков»

В обители принимали монашеский постриг, в том числе и женщины из знатных родов. Так в начале XVIII века в ней жила Прасковья Алексеевна Нарышкина, вдова Ивана Кирилловича Нарышкина, родного дяди Петра I. На её средства вместо деревянного был построен Троицкий храм монастыря в том самом стиле «нарышкинского барокко», который получил своё наименование от построек в усадьбах этой знаменитой семьи. В этот храм как великую семейную реликвию Прасковья Алексеевна подарила икону Божией Матери «Знамение», украшенную дорогой позолоченной ризой и драгоценными камнями. Икона стала почитаемой святыней и с середины XVIII века с ней проходил ежегодный крестный ход из Троице-Борского монастыря в Спасо-Яковлевский монастырь в Ростове.

Об уединённой обители Святой Троицы на Бору заботились и Пётр Великий (сохранились его распоряжения и письма на этот счёт), и первый фельдмаршал России Борис Петрович Шереметев, владения которого начинались неподалёку от этих мест. Немало крепостных девушек графа Б. П. Шереметева стали послушницами или монахинями этого монастыря.

Интересна также история почитания иконы Божией Матери «Знамение» царствующей династией Романовых и графским родом Шереметевых. С династией Романовых и Шереметевых связаны почитаемые списки с иконы Богоматери «Знамение». Списки хранились в Знаменском монастыре в Китай-городе и Знаменской церкви на Шереметевом дворе в Москве. Отметим, что  перед иконой «Знамение» из Царского Села более двух часов молилась Елизавета Петровна перед тем, как решиться взять власть в свои руки.

Икона Божией Матери «Отрада, или Утешение» сопровождала в путешествиях Димитрия Ростовского, образ — свидетель всех его келейных подвигов. В Ватопедском монастыре, одном из древнейших на Святой горе Афон хранится десять богородичных чудотворных икон. Главная из них и есть «Отрада, или Утешение». Её появление в России связывают с приездом в первой половине XVI века Максима Грека, ватопедского монаха, принимавшего участие в «книжной справе» у нас в стране.

Второй келейной иконой святого Димитрия Ростовского был образ «Богоматери с молящимися Ростовскими чудотворцами», или «Ростовской-Боголюбской». С этой иконой ростовцы встречали у себя нового митрополита Димитрия 1 марта 1702 года. Перед этими двумя образами он и скончался во время ночной молитвы 28 октября 1709 года, когда был найден келейником.

С другой Боголюбской иконой Богородицы была связана история избавления от «морового поветрия» в 1771 году небольшого города Петровска Ярославской губернии. Речь идёт про одну из самых известных эпидемий в России – эпидемию чумы 1771 – 1772 годов. История самой эпидемии и связанного с ней «чумного бунта» оказалась в немалой степени созвучной нашему времени. Тем более, было интересно узнать о малоизвестной святыне, написанной по обету жительницей Петровска. Икона в это время стала самой чтимой святыней этого заштатного города. А в мае 1913 года у этой иконы молился император Николай II с семьей во время посещения Петровска в рамках празднования 300-летия Дома Романовых.

Удивительна оказалась история Шестоковской иконы Богоматери. Образ почитался в малоизвестном небольшом селе Шелтомеж, располагавшемся на границе Ярославской и Тверской губерний. По благословению отца Иоанна Кронштадтского именно здесь в честь Шестоковской иконы Богоматери был основан женский монастырь, занимавшийся широкой просветительской и благотворительной деятельностью. Сюда приезжало огромное число людей, устраивались крестные ходы между городами и селами Сицкого края, где находится само село Шелтомеж. Шестоковская икона была написана на холсте и имела внушительные размеры. Список этой чтимой святыни передал в Ростовский Спасо-Яковлевский монастырь архимандрит Павел Груздев.

«Похвала Богородице. Чудотворные иконы Ростово-Ярославской земли ХVII-ХХI веков»

Невероятно насыщенной оказалась история про икону «Умиление-Ростовская», где Богородица изображается с лежащим у Неё на коленях Младенцем Христом, который держит в руках яблоко. Мария Леонидовна рассказала не только саму историю прославления этой иконы в Ростове в 1911 году, но и историю её первообраза – Балыкинской иконы, прославившейся в 1709 году во время войны России со Швецией.

Интересна история и символика иконографии образа Божией Матери «Геронтисса», в переводе с греческого означает «Старица». Эта икона является одной из главных святынь монастыря Пантократор на Афоне и почитается как помощница в болезнях и нуждах людей пожилого возраста. В наше время точный список с этой иконы был передан со Святой горы Афон в Ростовский Богоявленский Авраамиев монастырь, куда люди приезжают специально, чтобы помолится перед этим образом.

«Похвала Богородице. Чудотворные иконы Ростово-Ярославской земли ХVII-ХХI веков»

Участники встречи слушали рассказ Марии Леонидовны Рубцовой с неослабевающим вниманием, задавали разнообразные вопросы и консультировались по иконам, которые принесли с собой.

Ждём Вас в Центральной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова
по адресу: г. Ярославль, проспект Толбухина, д. 11
Справки по телефону: +7 (4852) 21-07-33
Директор – Светлана Юрьевна Ахметдинова

Организатор мероприятия — Светлана Дмитриевна Нечай
E-mail: svnechay@mail.ru