Лермонтовские чтения – 2024. День второй

Лермонтовские чтения – 2024. День второй


11 октября в Центральной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова прошел второй день XXIV Лермонтовских чтений. Форум, организованный в рамках Лермонтовских дней, назывался «И в правде тверд, как Божий херувим».

Послушать доклады и сообщения в этот день пришли студенты Градостроительного колледжа, что самое ценное – по своему желанию, а не в рамках учебного процесса. Поэтому началась работа Чтений с короткого рассказа директора Центральной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова Светланы Юрьевны Ахметдиновой об истории библиотеки и как она изменилась, когда стала модельной, Лермонтовских днях, о традициях, сложившихся вокруг форума:

– Мы рады видеть вас у нас в гостях! – обратилась Светлана Юрьевна к молодежи. – Надеюсь, вам будет интересно послушать, что происходит в среде лермонтоведов.

Лермонтовские чтения – 2024. День второй

А действительно, что происходит в лермонтоведении? Много интересного! Вот и второй день Чтений предложил слушателям доклады, сообщения, эссе на самые разные темы.

Так, ярославская поэтесса Лариса Эдуардовна Желенис «Размышления о стихотворении М. Ю. Лермонтова “Тучи”» рассказала, как, путешествуя на Кавказ, в Пятигорск, засмотрелась в окно на гряду облаков, – и вспомнилось ей лермонтовское «Тучки небесные…». Рассуждая сама с собой, она задалась вопросом: разве могут тучи быть похожими на жемчуг, быть белыми, полупрозрачными, ведь они несут с собой дождь, непогоду? Вспоминая строки поэта, вдумываясь в каждое слово, она пришла к выводу, что всё верно: ведь поэт сказал «тучки» – не тучи, да и среди облаков может попасться грозовое.

Лермонтовские чтения – 2024. День второй

И нет в этих строках, увы, безмятежности, ведь тучи, как и сам поэт, – изгнанники. И хотя похожи внешне на белых ангелов, внутри себя несут бурю, двигаясь «с милого севера в сторону южную», как и тот поезд, в котором автор направлялась на Кавказ. Так, от строки к строке, от строфы к строфе двигались путевые размышления, позже оформленные в эссе, и вот уже финал, в котором Лермонтов приоткрывает тайну своих ассоциаций.

– Настоящий крик души поэта – строфа с вопросами: «Кто же вас гонит? Судьбы ли решение? // Зависть ли тайная? Злоба ль открытая? // Или на вас тяготит преступление? // Или друзей клевета ядовитая?». О ком пишет Лермонтов? О каких событиях, переживаниях? – Л. Э. Желенис продолжила размышлять над тем, что написал Лермонтов.

Лермонтовские чтения – 2024. День второй

Также автор напомнила историю создания произведения, впервые прочитанного в салоне Карамзиной. Оно было написано, по сути, экспромтом, что называется, на ходу. А может быть, просто оформилось наконец в слова, а саму идею Лермонтов носил в душе и мыслях давно.

Лермонтовские чтения – 2024. День второй

В последних строках «Туч» мы слышим боль и холод, царящие в душе поэта, уезжающего из родной стороны. Он, наверное, и впрямь завидует тучам: пусть они холодные – но и свободные же! Пусть у них нет родины – но и изгнания они тоже не знают…

Удивительно всё-таки, как строки, написанные почти 200 лет назад, до сих пор волнуют, заставляют размышлять, вызывают массу аллюзий и ассоциаций.

Лермонтовские чтения – 2024. День второй Лермонтовские чтения – 2024. День второй

Стихи Михаила Юрьевича, к слову, и воевать помогали: многие наши поэты в годы Великой Отечественной войны в буквальном смысле слова воевали с томиком Лермонтова в руках. Известно, что поэт Иосиф Уткин погиб, разбившись в авиакатастрофе по дороге с фронта. Так вот, в руках у него в момент гибели была книга стихов Лермонтова.

Об этом рассказала в своем сообщении «Через войну с Лермонтовым» Наталья Юрьевна Алимова из города Дзержинский Московской области. Она сделала обзор стихов поэтов-фронтовиков и поэтов – детей войны, которые отдали дань памяти в своих произведениях темам и образам Михаила Юрьевича. Прозвучали посвященные Лермонтову строки, написанные уже упомянутым Иосифом Уткиным, Сергеем Баруздиным, Ильей Сельвинским, Иваном Кучиным, Иваном Хаустовым, Юрием Левитанским, Николаем Добронравовым, Александром Кривицким.

Лермонтовские чтения – 2024. День второй

Завершением этого удивительного выступления, которое автор посвятила приближающемуся 80-летию Великой Победы, стала небольшая презентация из фотографий Евгения Халдея, героя прошлогоднего сообщения Натальи Юрьевны.

— Снимки мне разрешила использовать его дочь. Евгений Халдей – автор снимка, сделанного в Тарханах за несколько часов до начала войны. В этом кадре – женщина, изображенная, вопреки всем правилам фотографии того времени, со спины, на фоне заходящего солнца, силуэта храма, вместо крестов на котором – звезды. А на небе собираются облака, нет, тучи – как и говорила Лариса Эдуардовна. Грозные тучи войны… Он же сделал фото первых часов войны – когда люди слушают выступление Молотова. И ему же принадлежит легендарный кадр со знаменем Победы над Берлином.

Лермонтовские чтения – 2024. День второй Лермонтовские чтения – 2024. День второй

К списку поэтов, о которых рассказала Н. Алимова, еще одна гостья, Елена Егорова из того же Дзержинского, добавила в качестве комментария еще одно имя и стихотворение – Ярослава Смелякова.

О поэзии Лермонтова шла речь и в выступлении «России парус чистоты» Светланы Геннадьевны Леонтьевой из Нижнего Новгорода. Автор не анализировала поэзию Михаила Юрьевича, но рассуждала над его строками, видя в них множество отсылок к современной политической ситуации. Светлана Геннадьевна считает, что в этом проявился пророческий дар поэта, предвидевшего не только свою судьбу, но и судьбу своей горячо любимой родины.

Лермонтовские чтения – 2024. День второй Лермонтовские чтения – 2024. День второй

А вот ярославец Олег Сергеевич Гонозов представил не совсем обычную страницу лермонтовианы: отражение образа поэта в почтовых марках. Зрителям предложили филателистический обзор начиная с 1939 года, когда готовились отмечать скорбную дату: 100-летие смерти поэта, и до нашего времени. Олег Сергеевич рассказал, какие бывают марки и для чего они служат, какие портреты поэта были взяты для изображения на марках, показал марки СССР и России, других стран. И если портрет Лермонтова на марке, скажем, Казахстана или Приднестровской Молдавской Республики, никого не удивил, то вот обнаружить лик Поэта на марках Центральноафриканской республики или Мозамбика как-то совсем не ожидаешь.

Лермонтовские чтения – 2024. День второй

Эту тему Олег Сергеевич изучает уже довольно давно; его статья о Лермонтове в филателии была опубликована в журнале «Филателист».

Необычный подход к изучению творчества Лермонтова представила уже упоминавшаяся Елена Николаевна Егорова из города Дзержинский Московской области. Она взяла на себя труд проанализировать частоту употребления в стихах Лермонтова, Пушкина и Алексея Константиновича Толстого четырехстопных ямба и хорея и вариантов их ритмики. Таким образом, это выступление показало, как теория стихосложения применяется на практике.

Лермонтовские чтения – 2024. День второй

Конечно, происходит выбор размера, ритма неосознанно; Лермонтов, как отметила Елена Николаевна, не сидел и не высчитывал, сколько у него ударных и безударных слогов получилось и как они друг с другом сочетаются, где поставить пиррихий (пропуск ударения), чтобы уйти от монотонности, где – сохранить ударение.

– Мне хотелось показать, как Лермонтов варьирует ритм, чего этим добивается и что получается в итоге.

Лермонтовские чтения – 2024. День второй Лермонтовские чтения – 2024. День второй

Елена Егорова подчеркнула, что с возрастом – и это видно из сравнительных таблиц – предпочтения у поэтов меняются; автор – в том числе и Лермонтов – может сочетать разные варианты, например, четырехстопный ямб с ямбом вольным, причем, в одном стихе. У Михаила Юрьевича это, например, «Смерть поэта».

– И для понимания лучше стихи слушать, а не читать про себя, поскольку рифма определяется звуком, а не буквой.

Вот и музыку надо именно слушать, просто говорить о мелодиях, пытаясь их описать словами, – впустую тратить время.

Лермонтовские чтения – 2024. День второй Лермонтовские чтения – 2024. День второй

Это учла Елена Геннадьевна Бурашова из города Бородино Красноярской области в своем выступлении, которое было посвящено Лермонтовскому периоду в творчестве Сергея Рахманинова. Ее рассказ сопровождали фрагменты музыки великого композитора, созданной по произведениям Михаила Юрьевича.

– И пусть количественно их не так много, но среди них – значимые работы музыканта, такие, как, например, симфоническая поэма «Утес», музыка к драме «Маскарад», – отметила Е. Г. Бурашова.

Лермонтовские чтения – 2024. День второй

А завершила второй день – и с ним Лермонтовские чтения 2024 года – Тамара Владимировна Дадианова, доктор филологических наук, известный ярославский знаток Кавказа. Она напомнила о лермонтоведе Леониде Петровиче Семенове, уроженце Владикавказа, его вкладе в лермонтоведение, и поделилась своей личной болью: дом ученого на его родине постепенно разрушается, а ведь здание – часть нашего общего культурного наследия, в нем жили известные люди.

Лермонтовские чтения – 2024. День второй

В заключение всем участникам вручили Сертификаты, поблагодарили за интересные выступления и напомнили, что ждут их работы для последующей публикации в сборнике материалов Лермонтовских чтений.

Лермонтовские чтения – 2024. День второй Лермонтовские чтения – 2024. День второй Лермонтовские чтения – 2024. День второй Лермонтовские чтения – 2024. День второй Лермонтовские чтения – 2024. День второй Лермонтовские чтения – 2024. День второй

Елена Белова,
сотрудник ЦБС

Ждём Вас в Центральной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова
по адресу: г. Ярославль, проспект Толбухина, д. 11
Справки по телефону: +7 (4852) 21-07-33
Директор – заслуженный работник культуры РФ Светлана Юрьевна Ахметдинова