11 октября в Центральной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова прошел второй день XXIV Лермонтовских чтений. Форум, организованный в рамках Лермонтовских дней, назывался «И в правде тверд, как Божий херувим».
Послушать доклады и сообщения в этот день пришли студенты Градостроительного колледжа, что самое ценное – по своему желанию, а не в рамках учебного процесса. Поэтому началась работа Чтений с короткого рассказа директора Центральной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова Светланы Юрьевны Ахметдиновой об истории библиотеки и как она изменилась, когда стала модельной, Лермонтовских днях, о традициях, сложившихся вокруг форума:
– Мы рады видеть вас у нас в гостях! – обратилась Светлана Юрьевна к молодежи. – Надеюсь, вам будет интересно послушать, что происходит в среде лермонтоведов.
А действительно, что происходит в лермонтоведении? Много интересного! Вот и второй день Чтений предложил слушателям доклады, сообщения, эссе на самые разные темы.
Так, ярославская поэтесса Лариса Эдуардовна Желенис «Размышления о стихотворении М. Ю. Лермонтова “Тучи”» рассказала, как, путешествуя на Кавказ, в Пятигорск, засмотрелась в окно на гряду облаков, – и вспомнилось ей лермонтовское «Тучки небесные…». Рассуждая сама с собой, она задалась вопросом: разве могут тучи быть похожими на жемчуг, быть белыми, полупрозрачными, ведь они несут с собой дождь, непогоду? Вспоминая строки поэта, вдумываясь в каждое слово, она пришла к выводу, что всё верно: ведь поэт сказал «тучки» – не тучи, да и среди облаков может попасться грозовое.
И нет в этих строках, увы, безмятежности, ведь тучи, как и сам поэт, – изгнанники. И хотя похожи внешне на белых ангелов, внутри себя несут бурю, двигаясь «с милого севера в сторону южную», как и тот поезд, в котором автор направлялась на Кавказ. Так, от строки к строке, от строфы к строфе двигались путевые размышления, позже оформленные в эссе, и вот уже финал, в котором Лермонтов приоткрывает тайну своих ассоциаций.
– Настоящий крик души поэта – строфа с вопросами: «Кто же вас гонит? Судьбы ли решение? // Зависть ли тайная? Злоба ль открытая? // Или на вас тяготит преступление? // Или друзей клевета ядовитая?». О ком пишет Лермонтов? О каких событиях, переживаниях? – Л. Э. Желенис продолжила размышлять над тем, что написал Лермонтов.
Также автор напомнила историю создания произведения, впервые прочитанного в салоне Карамзиной. Оно было написано, по сути, экспромтом, что называется, на ходу. А может быть, просто оформилось наконец в слова, а саму идею Лермонтов носил в душе и мыслях давно.
В последних строках «Туч» мы слышим боль и холод, царящие в душе поэта, уезжающего из родной стороны. Он, наверное, и впрямь завидует тучам: пусть они холодные – но и свободные же! Пусть у них нет родины – но и изгнания они тоже не знают…
Удивительно всё-таки, как строки, написанные почти 200 лет назад, до сих пор волнуют, заставляют размышлять, вызывают массу аллюзий и ассоциаций.
Стихи Михаила Юрьевича, к слову, и воевать помогали: многие наши поэты в годы Великой Отечественной войны в буквальном смысле слова воевали с томиком Лермонтова в руках. Известно, что поэт Иосиф Уткин погиб, разбившись в авиакатастрофе по дороге с фронта. Так вот, в руках у него в момент гибели была книга стихов Лермонтова.
Об этом рассказала в своем сообщении «Через войну с Лермонтовым» Наталья Юрьевна Алимова из города Дзержинский Московской области. Она сделала обзор стихов поэтов-фронтовиков и поэтов – детей войны, которые отдали дань памяти в своих произведениях темам и образам Михаила Юрьевича. Прозвучали посвященные Лермонтову строки, написанные уже упомянутым Иосифом Уткиным, Сергеем Баруздиным, Ильей Сельвинским, Иваном Кучиным, Иваном Хаустовым, Юрием Левитанским, Николаем Добронравовым, Александром Кривицким.
Завершением этого удивительного выступления, которое автор посвятила приближающемуся 80-летию Великой Победы, стала небольшая презентация из фотографий Евгения Халдея, героя прошлогоднего сообщения Натальи Юрьевны.
— Снимки мне разрешила использовать его дочь. Евгений Халдей – автор снимка, сделанного в Тарханах за несколько часов до начала войны. В этом кадре – женщина, изображенная, вопреки всем правилам фотографии того времени, со спины, на фоне заходящего солнца, силуэта храма, вместо крестов на котором – звезды. А на небе собираются облака, нет, тучи – как и говорила Лариса Эдуардовна. Грозные тучи войны… Он же сделал фото первых часов войны – когда люди слушают выступление Молотова. И ему же принадлежит легендарный кадр со знаменем Победы над Берлином.
К списку поэтов, о которых рассказала Н. Алимова, еще одна гостья, Елена Егорова из того же Дзержинского, добавила в качестве комментария еще одно имя и стихотворение – Ярослава Смелякова.
О поэзии Лермонтова шла речь и в выступлении «России парус чистоты» Светланы Геннадьевны Леонтьевой из Нижнего Новгорода. Автор не анализировала поэзию Михаила Юрьевича, но рассуждала над его строками, видя в них множество отсылок к современной политической ситуации. Светлана Геннадьевна считает, что в этом проявился пророческий дар поэта, предвидевшего не только свою судьбу, но и судьбу своей горячо любимой родины.
А вот ярославец Олег Сергеевич Гонозов представил не совсем обычную страницу лермонтовианы: отражение образа поэта в почтовых марках. Зрителям предложили филателистический обзор начиная с 1939 года, когда готовились отмечать скорбную дату: 100-летие смерти поэта, и до нашего времени. Олег Сергеевич рассказал, какие бывают марки и для чего они служат, какие портреты поэта были взяты для изображения на марках, показал марки СССР и России, других стран. И если портрет Лермонтова на марке, скажем, Казахстана или Приднестровской Молдавской Республики, никого не удивил, то вот обнаружить лик Поэта на марках Центральноафриканской республики или Мозамбика как-то совсем не ожидаешь.
Эту тему Олег Сергеевич изучает уже довольно давно; его статья о Лермонтове в филателии была опубликована в журнале «Филателист».
Необычный подход к изучению творчества Лермонтова представила уже упоминавшаяся Елена Николаевна Егорова из города Дзержинский Московской области. Она взяла на себя труд проанализировать частоту употребления в стихах Лермонтова, Пушкина и Алексея Константиновича Толстого четырехстопных ямба и хорея и вариантов их ритмики. Таким образом, это выступление показало, как теория стихосложения применяется на практике.
Конечно, происходит выбор размера, ритма неосознанно; Лермонтов, как отметила Елена Николаевна, не сидел и не высчитывал, сколько у него ударных и безударных слогов получилось и как они друг с другом сочетаются, где поставить пиррихий (пропуск ударения), чтобы уйти от монотонности, где – сохранить ударение.
– Мне хотелось показать, как Лермонтов варьирует ритм, чего этим добивается и что получается в итоге.
Елена Егорова подчеркнула, что с возрастом – и это видно из сравнительных таблиц – предпочтения у поэтов меняются; автор – в том числе и Лермонтов – может сочетать разные варианты, например, четырехстопный ямб с ямбом вольным, причем, в одном стихе. У Михаила Юрьевича это, например, «Смерть поэта».
– И для понимания лучше стихи слушать, а не читать про себя, поскольку рифма определяется звуком, а не буквой.
Вот и музыку надо именно слушать, просто говорить о мелодиях, пытаясь их описать словами, – впустую тратить время.
Это учла Елена Геннадьевна Бурашова из города Бородино Красноярской области в своем выступлении, которое было посвящено Лермонтовскому периоду в творчестве Сергея Рахманинова. Ее рассказ сопровождали фрагменты музыки великого композитора, созданной по произведениям Михаила Юрьевича.
– И пусть количественно их не так много, но среди них – значимые работы музыканта, такие, как, например, симфоническая поэма «Утес», музыка к драме «Маскарад», – отметила Е. Г. Бурашова.
А завершила второй день – и с ним Лермонтовские чтения 2024 года – Тамара Владимировна Дадианова, доктор филологических наук, известный ярославский знаток Кавказа. Она напомнила о лермонтоведе Леониде Петровиче Семенове, уроженце Владикавказа, его вкладе в лермонтоведение, и поделилась своей личной болью: дом ученого на его родине постепенно разрушается, а ведь здание – часть нашего общего культурного наследия, в нем жили известные люди.
В заключение всем участникам вручили Сертификаты, поблагодарили за интересные выступления и напомнили, что ждут их работы для последующей публикации в сборнике материалов Лермонтовских чтений.
Елена Белова,
сотрудник ЦБС