Главная » Центральная библиотека » Библиокараван в Ярославле. Маршрут «К родным истокам». День второй

Библиокараван в Ярославле. Маршрут «К родным истокам». День второй

cb_karavan5d19 и 10 сентября участники Библиокаравана-2015 отвлеклись от своей работы и отправились по городам и весям Ярославской области.

Для гостей форума организаторы (в их число входила и Централизованная библиотечная система города Ярославля, которую возглавляет Светлана Юрьевна Ахметдинова) подготовили три интереснейших маршрута: литературный — «По некрасовским местам» Ярославии, исторический – «Древнерусская сторона (Переславскому и Ростовскому районам) и краеведческий «К родным истокам» (Тутаеву, Рыбинску, Мышкину и Угличу).

День второй.

Мышкин город пусть и небольшой, да туристов встречать умеет. Самое излюбленное место – конечно, пристань, куда нас и пригласили следующим утром, хотя мы прибыли по суше.

cb_karavan5d2 cb_karavan5d3

Стоим мы у самой кромки земли, на причале, и вдруг открываются двери павильона – и к нам выходят две Мыши. И под песню «У самовара я и моя…» — нет, не Маша, а Мыша. Мы же в Мышкине, не забыли? – устраивают нам зажигательную интерактивную программу, приветствуя нас на мышкинской земле. Участники Библиокаравана с удовольствием подпевали, танцевали, сидели с Мышками за чайным столом, а потом, конечно, сделали общую фотографию. Так был дан старт дню, который прошел для нас под знаком перформансов и интерактивных представлений.

cb_karavan5d4 cb_karavan5d5

Затем все вместе мы отправились на прогулку по городу. Посетили обновленную набережную, мемориальный комплекс, посвященный Великой Отечественной войне – они здесь такие, что и областному городу есть чему позавидовать.

cb_karavan5d6 cb_karavan5d7

Очень трогают, буквально до слез, выдержки из писем погибшего солдата Ивана Орлова к своей семье, а также – цитаты из писем из тыла на фронт, адресованные уже разным солдатам. И фигура воина Великой Отечественной, и Вечный Огонь, и плиты с именами погибших, и плакучие рябины и красными, как капли крови, ягодами вокруг скорбного и торжественного места – все выглядит достойно, уважительно и делает честь Мышкину.

Но война – это не только поля сражений. Трудовой фронт – так тыл называли не ради красного словца. О том, как жили в тылу, рассказывает новая экспозиция, расположенная в расселенном и отремонтированном, когда-то ветхом, доме недалеко от мемориала.

Вообще, в городе много старых интересных домов, памятников архитектуры. И один из них – дом в усадьбе купца Чистова, где сейчас размещается Опочининская библиотека, где нас уже ждала ее директор, Галина Владимировна Бешметова.

Первое впечатление – это, конечно, сам особняк, двухэтажный, анфиладной планировки, с балконом и очень красивой росписью на потолке на лестнице, а также каминными изразцами. В библиотеке, кроме залов, обслуживающих читателей, есть также зал-музей, посвященный основателю – Федору Константиновичу Опочинину, правнуку самого Кутузова! Кстати, Опочинины через браки в родстве с Тучковыми и Богарнэ (напомним, что эту фамилию носила супруга Наполеона).

Следующий зал предназначен для торжественных мероприятий.

Именно здесь находится уникальное зеркало – аж начала 19 века, времен войны с Наполеоном. И настолько оно чистое, настолько качественное в нем отражение, что и не подумаешь никогда, что этому зеркалу – более 200 лет!

В этом зале проходят музыкальные вечера и литературные встречи, спектакли и поэтические праздники, научные конференции и другие мероприятия: библиотека также является музеефицированным районным культурным центром.

cb_karavan5d9 cb_karavan5d10

Об истории и легендах особняка и библиотеки, о современности и повседневной работе рассказывала Галина Владимировна, проводя нас по старинным комнатам, в каждой из которых царила совершенно неповторимая книжная атмосфера, атмосфера, которой никогда не почувствуешь, к сожалению, в современных зданиях библиотек. Кажется, что сами стены тут пропитаны шелестом страниц и размеренным дыханием вдумчивых читателей. Хотя большую часть истории здания в нем была больница.

cb_karavan5d11 cb_karavan5d12

Завершилась наша экскурсия на балконе, с которого открывается очень красивый вид на Волгу и Юхоть, на весь прибрежный Мышкин. Как тут было не сделать фото на память?

Но время, время, время! Как Пасхальный кролик в «Алисе в стране чудес», вскричав: «Ах, как мы опаздываем!», мы чуть ли не бегом отправились в царский дворец. Да-да, нас ждал сам Мышиный царь, а цари, знаете ли, ждать не любят и опаздывающих встречают неласково.

cb_karavan5d13 cb_karavan5d14

Но, конечно же, мы прибыли вовремя, и Царь был с нами очень любезен, поручил слугам своим провести нас по резиденции, познакомить с подданными Его величества. Оказалось, в подвале дворца есть целый мышиный городок, где живут мышки и их друзья со всего света, а в одной из комнат поселились уже не мышки, а мишки: экспозиция представляет игрушки и предметы быта, изображающие хозяина леса и символ Ярославской области Медведя.

А потом Царь и сам вышел к нам и даже изволил пригласить на танец наших гостей со всей России.

Обласканные царской милостью, мы отправились своим караваном дальше – в село Мартыново, где живут кацкари. Люди они русские, да бахорят так, что и не каждый заволостный, примаскаливший на берега Катки, поймет. Из этой фразы вы, конечно, догадались, что главная и самая любопытная особенность кацкарей – особый говор. Приезжих они называют «заволостные», о ходьбе, езде говорят «маскалить», ну, а «бахорить по-кацкие» – значит, говорить.

cb_karavan5d15

Здесь, в Мартынове, нас ждала экскурсия по этнографическому музею, посвященному быту кацкарей, а также настоящий народный театр, в представлении которого приняли участие и мы.

cb_karavan5d16

Две небольшие сценки – а сколько удовольствия, сколько смеха, сколько поистине детского восторга они нам принесли! Ну, а про обед из русской печи и говорить не приходится – казалось бы, самая простая еда: щи, картошка да топленое молоко, — а ничего вкуснее, кажется, и не едал!

Не хотелось и уезжать отсюда, из Мартынова, ведь здесь буквально кожей чувствуешь, что «здесь мой причал, и здесь мои друзья, все, без чего на свете жить нельзя», что именно в таких местах и есть наши родные истоки, наши корни. Но нас ждал уже Углич – финальная точка нашего двухдневного маршрута «К родным истокам».

Директор библиотеки имени И.З. Сурикова Светлана Ивановна Калашникова встретила нас на въезде в город и сразу повела в свою вотчину, где собрались сотрудники библиотеки, чтобы поприветствовать коллег.

cb_karavan5d17

Нам, конечно же, рассказали о работе и проектах, о разнообразных мероприятиях и встречах. Но главной изюминкой этого общения стала своего рода презентация книги библиотекаря Нины Васильевны Пироговой «Мы и наши читатели». Книги, посвященной всем нам, библиотекарям.

К слову, везде, где останавливался наш караван, он приходил в гости не с пустыми руками. Централизованная библиотечная система города Ярославля (директор – Светлана Юрьевна Ахметдинова) подготовила для всех библиотек, а также музеев, где проходили экскурсии, небольшие сувениры – часы с символикой Библиокаравана и книги.

И в ответ мы тоже получали подарки, главным из которых, конечно же, стал обмен опытом, теплое дружеское общение и новые впечатления.

Не успела закончиться экскурсия по библиотеке, а нас уже зовут на другую экскурсию – уже по городу.

cb_karavan5d18 cb_karavan5d19

Мы прошли по центральной площади, на которой стоит дом Евреиновых – в нем бывал Михаил Чехов, брат великого классика, посетили Кремль, церковь Димитрия на крови, Палаты удельных князей, где разместились драгоценные экспонаты музея – ризы, иконы, предметы быта из благородных металлов.

К сожалению, ограниченные временем, мы не увидели очень многого в городе. Только мельком – изумительный храм Иоанна Предтечи. Остались в стороне Дивная церковь и Воскресенский монастырь. Ну что ж, значит, будет повод еще раз побывать здесь, в Угличе.

Началась поездка наша, как вы помните, с колокола, им же она и заканчивается. Наши гости, побывав в храме Димитрия на крови, узнали о наказанном колоколе. А на обратной дороге в Ярославль их познакомили с еще одной угличской легендой – о глухом колоколе. Колокол глух, гласит это предание, если глуха человеческая совесть и глухо его сердце. Мы, библиотекари, как раз и работаем, чтобы разбудить сердца и души людские, чтобы «сеять разумное, доброе, вечное», как писал наш великий земляк Николай Некрасов. И то, что по городам и весям огромной нашей страны вот уже 14 лет путешествует Библиокараван, дает надежду на сохранение доброе и вечного в каждом человеке.

Елена Белова, сотрудник библиотеки имени А. П. Чехова, сопровождающий на маршруте «К родным истокам».