Главная » Центральная библиотека » Александр Коноплин: душа растущая. К 90-летию со дня рождения писателя

Александр Коноплин: душа растущая. К 90-летию со дня рождения писателя

vremya-dozhdej10 декабря 2016 года, в 16.00 Центральная библиотека имени М. Ю. Лермонтова приглашает на литературный вечер «Александр Коноплин:  душа растущая. К 90-летию со дня рождения писателя». Вечер ведут режиссёр и артист Дмитрий Сагдединов,  сотрудник библиотеки имени Лермонтова Ирина Шихваргер.

Замечательный русский писатель Александр Викторович Коноплин, писатель российского масштаба – наш земляк. Многие годы его жизни прошли в Ярославле, здесь он жил до последнего дня. В Ярославле  он и родился в 1926 году, а вырос в городе Данилове. Своему детству в маленьком городке, в доме деда – старого земского врача, Александр Коноплин посвятил роман-хронику «У лукоморья дуб зелёный…». Семнадцатилетним юношей, в 1942 году, он  добровольцем ушёл на фронт и воевал до Победы. А в 1948 году, ещё находясь на службе в армии, был безвинно арестован. И с этого времени до 1954 года его судьбой стали тюрьмы и лагеря сталинского режима. Эти тяжёлые годы не сломали его, наоборот: закалили душу, отточили литературный талант, мужество, жизнелюбие и спасительный юмор. Талантливый прозаик, мастер, Александр Коноплин работал до конца своих дней. Уже тяжело больной, на исходе жизни, он успел завершить свой последний роман – «Млечный путь». Он скончался в январе 2012 года, оставив нам в наследство замечательные книги. Большинство из них посвящено главным переживаниям его жизни: войне и лагерному опыту.

p8250047

Книги Александра Коноплина: его романы, повести, рассказы – это, прежде всего, правда. Не бесстрастное копирование жизни, нет. Это высокая правда, рождённая совестью, горячим душевным волнением, состраданием и трезвой зоркостью взгляда. При всём трагизме содержания, книги этого писателя наполнены такой добротой, такой искренней заинтересованностью в жизни героев, таким естественным юмором, что они не подавляют, а просветляют и укрепляют душу читателя.

a-v-konoplin

Произведения Александра Викторовича о войне: такие, как повесть «Поединок над Пухотью»; дилогия, состоящая из романов «Время дождей» и «Бессмертные»; повесть «Плацдарм» – написаны с таким живым чувством, так сильно заставляют читателя сопереживать, что (хочется верить!) человек, читавший эти книги, не сможет в дальнейшем с холодным сердцем вывести на бумаге бездушную, казённую аббревиатуру ВОВ, а будет произносить и писать, чувствуя тяжкий вес и значение каждого слова: Великая Отечественная война…

А «лагерные» книги Александра Коноплина, такие, как роман «Шесть зим и одно лето», повести «Клара», «Шкет», рассказы «Первый гонорар», «Генеральский почерк» и другие – о чём они? О великой несправедливости, пережитой нашим народом, о страданиях, разделённых автором с миллионами соотечественников – да. Но ещё, и даже прежде всего, эти свидетельства о неволе есть произведения о свободе. О мучительном и благословенном пути обретения внутренней духовной – главной! – свободы. И о том, как человечность – невозможная и непобедимая – просачивается сквозь мельчайшие щёлки и трещинки чугунных и абсолютно бесчеловечных обстоятельств.

dsc01504

А ещё о том, какой великой и всепобеждающей может быть сила творчества. Некоторые произведения Александра Коноплина – просто гимн творческому началу в человеке! Молодой герой автобиографического рассказа «Первый гонорар» в тюрьме, где его постоянно и жестоко избивают на допросах, в одиночке, не отличающейся от карцера, без карандаша и бумаги, начинает сочинять. «Великий дар богов» – фантазия – поднимает его на своих крыльях. Александр Коноплин пишет: «Как одержимый, я придумывал одну историю за другой, рождал героев и низвергал их, и не было им конца, а мне – душевного покоя – тогда я ещё не знал, что всё это называется муками творчества. Положенные на другие, связанные с заточением и мордобоем на допросах, эти муки чудесным образом пересилили их и подарили мне моральную твёрдость и ясную цель, с которой я прошёл все шесть с половиной лет лагерей».

Особенно сильно и тонко, почти музыкально, звучит тема творческого дара в повести Александра Коноплина «Шкет». Молодой вор в законе Вовка Петров по прозвищу Шкет, не знавший ничего в жизни, кроме детдома, тюрьмы и зоны, был рождён поэтом. Он писал свои стихи на стенках барака и на голых нарах. А в карцере выцарапывал их гвоздём на бетонной стене, и для стихов это было самое лучшее, потому что здесь их не сотрёшь: «здесь его стихи – бессмертны!». Короткая история жизни Шкета, его побега, первой недолгой любви и гибели написана Александром Коноплиным так, что воспринимается одновременно как эпос и как проникновенное лирическое стихотворение. Или как песня. А между тем, это прозаическая повесть, верная правде жизни и той грубой, тяжёлой действительности, в которой живёт Шкет и частью которой он сам является. Но Поэзия, ни с чем не считаясь, прошивает эту действительность золотой нитью… Конец этой повести ужасен по сюжету и прекрасен по смыслу – потому что Поэзия здесь окончательно побеждает.

100_3081

Проза Коноплина – это проза суровой, но одухотворённой правды. Одухотворённость спасает от отчаяния. И потому даже такое глубоко трагическое, безысходное, казалось бы, произведение писателя, как повесть о войне «Плацдарм», завершается пронзительно печальной, но всё же светлой – выстраданно светлой – нотой…

p8250076

10 декабря, на вечере, посвящённом творчеству Александра Викторовича Коноплина, мы не будем рассказывать понемногу о разных его книгах. Мы сделаем попытку глубже понять писателя, сосредоточившись, в основном, на одном его произведении. Это будет автобиографический роман «Шесть зим и одно лето». Роман повествует о тяжком пути героя (и автора) через тюрьмы и лагеря сталинского времени. Но при внимательном чтении мы обнаружим, что эта книга – не только свидетельство о всенародной и личной трагедии. Мы увидим в ней и ещё один – вневременной, вечный – смысл: историю трудного роста человеческой души, путь формирования личности. А если точнее и конкретнее – историю формирования личности русского интеллигента советского времени.

Вести этот  вечер будут режиссёр и артист Дмитрий Сагдединов и сотрудник Лермонтовской библиотеки Ирина Шихваргер.

Во время встречи будет также показан документальный фильм, снятый тележурналистом Владимиром Поваровым и посвящённый Александру Коноплину.

            Приходите на этот вечер!
Мы ждём вас в ярославской библиотеке имени Лермонтова в субботу,
10 декабря, в 16 часов.
До встречи!

Ирина Шихваргер, организатор вечера.