22 июля состоялся культурно-просветительный фестиваль «Шукшинские лавочки в Любиме». Любимский фестиваль стал продолжением мероприятий на родине Василия Шукшина в селе Сростки Бийского района на Алтае, где с 18 по 22 июля прошли Шукшинские дни.
При открытии фестиваля прозвучало (в записи) обращение Ольги Макаровны Шукшиной.
Приветствие к участникам фестиваля прислал и Николай Петрович Бурляев, член Патриаршего Совета по культуре, Председатель Союза деятелей Славянской культуры, Президент ООО Международный Кинофорум «Золотой Витязь», народный артист России.
Данный благотворительный проект возник в 2014 году. Первый Фестиваль состоялся в деревне Настасьино Любимского района. Ведущая, автор и инициатор проекта, – коренная жительница Любима, общественный деятель, Кухлевская Любовь Викторовна. Любовь Викторовна Кухлевская – старейший читатель ярославской библиотеки имени Ф. М. Достоевского, вдохновитель многих начинаний и встреч.
Любовь Викторовна в своем вступительном слове заметила: «Все сегодня делается из любви к творчеству Василия Макаровича, на энтузиазме, по велению сердца участников. «Шукшинские лавочки» объединяют настоящих друзей Правды, Искренности и Добра. Не каждый может побывать в Сростках, но вспомнить о большом Мастере – это наш долг и воля».
В течение дня можно было познакомиться с выставкой фотографий Анатолия Дмитриевича Заболоцкого, кинооператора-постановщика, фотохудожника, писателя, общественного деятеля.
Украшением программы стало выступление ансамбля «Русская гармоника» при Дворце культуры имени А. М. Добрынина, руководитель Лариса Евгеньевна Румянцева.
Картины многих ярославских художников были посвящены самому Василию Макаровичу Шукшину и его героям.
Одним из первых выступающих на этом фестивале был известный фотограф Анатолий Иванович Ковтун. Вот небольшая выдержка из его рассказа: «Шукшин не любил фотографироваться. Но мне посчастливилось сблизиться с Василием Макаровичем, он доверил мне. Снимал его на работе и дома. У них была огромная стенка с книгами. А в рабочем кабинете репродукции икон в рамочках – это в советские годы! Я его стал снимать, а он спрашивает: «Почему со спины?» Потом уже понял – я его так сфотографировал, что он сидит за рабочим столом, а на него «указывает» перст святого с иконы». И еще вот это запомнилось: «Шукшин – внешне кремень, а по сути – тонкий и мягкий. Внешняя жесткость – это защита. Уже после его смерти я ездил в гости к его сестре Наталье. Показывал фото. И вдруг губы у нее задрожали, показывает на снимок: «Вот настоящий Вася!» Это я снимал во время его беседы с Бурковым, пожалуй, его лучшим другом. Мэтр получился безоружным, расслабленным, какой есть. Это был подлинный, настоящий Шукшин».
Самым трогательным моментом фестиваля стала демонстрация фильма «Слова матери» (1979 год) Анатолия Заболоцкого о Марии Сергеевне Шукшиной – матери великого писателя. Вот выдержка из дневниковых записей 12 июня 1978 года Анатолия Дмитриевича об этой работе: «Этот фильм я делал для остатков русских людей и не рассчитываю на воздействие ни на какие другие души. Этот фильм и о моей матери, которой я нимало не помогаю, а только изредка вспоминаю, что она есть».
Отдельный блок выступлений был посвящен уроженцу Любимской земли Михаилу Геннадьевичу Бурдикову – создателю Всемирной Академии самбо в Кстово Горьковской области. Его называют истинно похожим на литературных героев Василия Шукшина. О Михаиле Бурдикове рассказал его родной брат и ученики. Иллюстрацией к рассказам, посвященным известному тренеру, стали выступления воспитанников Спортивной школы олимпийского резерва № 17 города Ярославля.
В 2022 году сотрудники ярославской библиотеки № 13 имени Ф. М. Достоевского участвовали в фестивале-онлайн. Очень приятно, что участником фестиваля и в 2023 году стал журналист Анатолий Владимирович Кононец, автор и ведущий лектория «Зачитано до дыр». Одно из занятий лектория «Зачитано до дыр» было посвящено В. М. Шукшину: «Василий Шукшин – Траектория русской души. (Социалистический сверхреализм»). В Любиме для выступления Анатолия Кононца было создано арт-пространство с деревянными лавочками на полянке возле стога сена. С читательской аудиторией Анатолий Владимирович анализировал и обсуждал рассказ «Верую».
На этот раз автору этих строк посчастливилось выступить на Фестивале с литературной зарисовкой «Вечные уроки Шукшина». Лейтмотивом моего выступления стали слова Сергея Залыгина из его предисловия «Герой в кирзовых сапогах» к пятитомному собранию сочинений Василия Шукшина, изданному в 1992 году в Екатеринбурге: «У него не было и тени умиления или заискивания ни перед своими героями, ни перед самим собой. Больше того, он был очень суров в отношении и к ним, и к себе той суровостью, которая неизбежна, если писатель знает и понимает людей и не делает особого исключения для себя, если он хочет, страстно желает, чтобы не только им было лучше, но чтобы и они сами тоже были лучше». В основе зарисовки были взяты три произведения Василия Шукшина: «Далекие зимние вечера», «Срезал» и «Сураз». Рассказ «Далекие зимние вечера» был представлен в контексте с произведением нашей современницы Светланы Зааловой «Здравствуй, папка».
Любимской земле передали поклон потомки Андрея Михайловича Достоевского из города Санкт-Петербурга, породнившиеся с библиотекой № 13 имени Ф. М. Достоевского в Ярославле. Архитектор Андрей Достоевский, младший брат великого писателя, проектировал и строил новую колокольни при церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Закобякино Любимского уезда. Храм никогда не закрывался. Было отрадно увидеть радугу возле деревни Закобякино при возвращении ярославской группы участников из Любима в Ярославль.
Елена Анатольевна Калинина, заведующий сектором
библиотеки-филиала № 13 имени Ф. М. Достоевского
муниципального учреждения культуры
«Централизованная библиотечная система города Ярославля»