Ваганова Ирина. Неоконченный роман в письмах

Ваганова Ирина. Неоконченный роман в письмах


Ваганова И.В. Неоконченный роман в письмах. – Книгоиздательство Константина Федоровича Некрасова, 1911-1916 годы – Рыбинск: Издательство «Цитата Плюс», 2018.  —  192 с. – илл

Константин Федорович Некрасов (1873-1940) , племянник поэта Н.А. Некрасова, в истории русской литературы долгие годы оставался в тени своего великого дяди. А между тем это был уникальный человек, незаурядный, передовой, и пробовал он себя в разных направлениях – от политики до искусства. Яркий общественный деятель, увлекающийся книгоиздатель и страстный коллекционер: его коллекция персидского фарфора, рукописей и миниатюры легла в основу созданного в 1918 году Государственного музея Востока (первоначально Ars Asiatica).

Но самым главным делом его жизни стало издательство, которое он открыл осенью 1911 года в Ярославле. Идейным вдохновителем и его сподвижником стал Павел Муратов (1881-1950), писатель, искусствовед и эссеист. Некрасов довольно быстро попадает под влияние многогранной одаренности Муратова и в издательские планы вносятся коррективы. По настоянию Муратова публикуются ранее неизвестные произведения западноевропейской литературы: прелестная философская сказка Бекфорда «Ватек», мистическая проза Жерара де Нерваля, рассказы Проспера Мериме, двухтомник «Новеллы итальянского Возрождения». Но главным детищем Муратова и Некрасова стал журнал древнерусского искусства и литературы «София», помощь в издании которого оказал известный московский фабрикант и меценат Александр Андреевич Карзинкин. Весной 1914 года Павел Муратов отправляется во Францию, где специально закупает картины, иконы и миниатюры для их издания в типографии Некрасова.

Константину Некрасову удалось заинтересовать новым издательством известных писателей, поэтов, художников, искусствоведов и переводчиков «Серебряного века». С издательством Некрасова сотрудничали  едва ли не все известные люди того времени – Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Александр Блок, Андрей Белый, Борис Зайцев, Павел Муратов, Михаил Кузьмин, Владислав Ходасевич, Федор Соллогуб, Алексей Ремизов, Николай Клюев и другие. Именно на переписку известных писателей, поэтов и художников с Константином Некрасовым опирается данная книга. Почему не сложилось сотрудничество нашего книгоиздателя с Зинаидой Гиппиус и Дмитрием Мережковским, Иваном Буниным и Алексеем Толстым приоткрывают письма, ранее неизданные и опубликованные здесь впервые. Эпистолярный жанр сам по себе весьма любопытен, а письма писателей особенно ценны, так как это выразительный комментарий их творчества и своей эпохи. Переписка издателя с  именитыми авторами воссоздает интеллектуально-богемную жизнь предреволюционной России: даже в самых деловых письмах поэты и художники не обходятся без лирических отступлений, где  размышляют о современной литературе, настроениях в обществе, и делятся тревогой за судьбу России.

Книгоиздательство успешно просуществовало до осени 1916 года и оставило заметный след в русской культуре начала XX века. Издательским планам Константина Некрасова и Павла Муратова помешала Первая мировая война. Закрыв издательство и вложив деньги в молочный завод в Мологском уезде Ярославской губернии, Некрасов переезжает в Москву, где после революции поступает на службу в отдел охраны памятников искусства и старины. В 1922 году близкий друг и соратник по издательству Некрасова Павел Муратов навсегда покидает Россию. Некрасов остается в советской России, подрабатывая в профессиональных издательствах и посвятив последние годы изучению истории древнерусского искусства. Им была написана книга «О фресковой живописи старых русских мастеров», так и оставшейся неопубликованной.

«Неоконченный роман в письмах» — книга для ценителей эпистолярного жанра, любителей литературы, истории, краеведов, и, конечно, поклонников удивительного, неповторимого «Серебряного века».

В книге использованы фотографии Ирины Вагановой и Ирины Штольба, а также из архива Николая Константиновича Некрасова, из фондов ГКУ ЯО «Государственный архив Ярославской области» и Международного научно-исследовательского центра Павла Муратова. Данное издание будет полезно краеведам, филологам и просто любителям русской словесности.