Скибинская О.Н. Мария Петровых.: ярославские проекции / науч. ред. М. Г. Пономарева. – Ярославль: ООО «Академия 76», 2020. – 652 с. ; 121 ил.
В конце сентября в Ярославле открылась первая модельная библиотека – библиотека-филиал №15 имени Марии Петровых. Знаковым подарком к открытию ярославской библиотеки стал выход новой книги писателя и журналиста Ольги Скибинской «Мария Петровых: ярославские проекции». Эта долгожданная монография о нашей землячке стала ярким событием в ярославской литературной жизни и развенчала многие мифы о знаменитой поэтессе. Автором была проделана огромная работа, растянувшаяся на несколько лет. В результате была создана книга, которую по праву можно считать наиболее полной из существующих творческих биографий поэта и переводчика Марии Сергеевны Петровых. Более того, перед читателем предстает панорама литературной жизни Ярославля и Москвы 1920-1930-х годов.
Ольга Николаевна Скибинская отметила в своем исследовании, что замысел написать эту книгу возник еще при работе над Литературным энциклопедическим словарём Ярославского края, куда вошла статья о Марии Петровых. Мария Сергеевна никогда не писала на потребу дня. Биографически она стала своего рода мостом, соединяющим Серебряный век с современной отечественной поэзией – была близко знакома как с Анной Ахматовой, Осипом Мандельштамом, Максимилианом Волошиным, Борисом Пастернаком. Но Мария Петровых была замечена и высоко оценена звездами советской поэзии – Александром Фадеевым, Алексеем Сурковым, Давидом Самойловым и писателями из союзных республик. Неслучайно в заголовок книги вынесено словосочетание «ярославские проекции». О чем же оно?
Большую роль в формировании Марии Петровых, как литератора, оказал местный союз поэтов, ставший первым профессиональным объединением подобного рода в Ярославском крае. Как отметила Ольга Николаевна Скибинская в своей книге, воспоминания о «тёплой интеллигентной среде», существовавшей в союзе, Мария Петровых пронесла с собой через всю жизнь. Но её творчество всегда оставалось вне политической повестки, вне обозначенных литературной критикой многочисленных — измов. Другое дело, что за эту независимость поэту пришлось дорого заплатить – творческой нереализованностью и очень драматичной женской долей.
Поэтесса родилась 13 (26) марта 1908 года в Норском посаде, который сейчас является частью Ярославля. Поэтому особый интерес представляет ярославский период ее жизни и творчества. Первое четверостишие Мария написала в шесть лет, в восемь начала выпускать семейный журнал «Весенняя звездочка». Стихотворение сохранилось.
Солнце спряталось туда,
Нарождается луна,
Это в нашем вкусе,
С принцем обнимуся.
Дом бабушки Екатерины Дмитриевны Смирновой, которая жила в Норском, и ближайшие окрестности тоже можно найти в поэтических строках. Стих взрослеет вместе с автором.
Побежим с тобой вперегонки
По крутому берегу реки. Дом встречает окнами в упор.
Полутемный манит коридор… Дай мне руки, трепетанье рук. О, какая родина вокруг!
Отец Марии Петровых Сергей Алексеевич более четверти века проработал на хлопчатобумажной фабрике «Товарищество Норской мануфактуры» — сначала инженером, затем директором. Мария была младшим ребенком в семье. Училась она сначала в школе Норского Посада, затем в Ярославле, в школе имени Некрасова на Пробойной, ныне Советской улице. С Марией Петровых училась Татьяна Салова, которая и познакомила ее со своей старшей сестрой Маргаритой. Девушки подружились. Вместе читали стихи Блока, Ахматовой, Волошина, Андрея Белого. А еще Маргарита рассказывала своей подруге об Армении. Тогда еще Петровых не знала, что Армения станет ее вечной любовью. Но главное и судьбоносное свершилось: Маргарита Салова привела Марию в Ярославский Союз поэтов. Собрания «Ярославских понедельников» летом проходили на Волге, на дебаркадере, куда их любезно устроил член Союза Филимон Шахов. А зимой собирались сначала в Доме санитарного просвещения около Знаменской башни, а затем в клубе имени Томского вблизи кинотеатра «Горн». Приезжали сюда и гости из Москвы — Всеволод Иванов, Шенгели. Вот что вспоминает об этом Маргарита Салова: «Зимой стали собираться у меня. Встречались мы не только по понедельникам, а иногда и по воскресеньям, ездили за город. Посетили как-то в Марусины именины Норское. Ходили коллективно в кино, о чем написаны шуточные стихи:
«АРС», кассирша, берем билеты,
У афиши становится веселей.
Идет картина «Союз поэтов — Остров погибших кораблей»».
В 1925 году, окончив школу, Мария Петровых уехала в Москву, где поступила на литературные курсы. Таким, было начало трагической самобытной судьбы поэта, которая напишет о себе так:
Судьба за мной присматривала в оба,
Чтоб вдруг не обошла меня утрата.
Я потеряла друга, мужа, брата,
Я получала письма из-за гроба.
После 18 лет бесконечных арестов и мучений в казахстанской ссылке был расстрелян её родной дядя Иван Семёнович Петровых, возглавивший церковную оппозицию митрополиту-обновленцу Сергию Страгородскому. Параллельно этому скорбному пути разворачивалась цепь жестоких преследований родного брата матери Марии Петровых, протоиерея Дмитрия Александровича Смирнова, причисленный впоследствии к Лику мучеников XX века . Самым тяжёлым, но не последним звеном в чреде постигших Марию Сергеевну испытаний стала смерть её отца, Сергея Алексеевича в апреле 1941 года. В мае сгорел их дом в Сокольниках, а 22 июня 1941 года жизнь обрушилась полностью. Поэтому ответом на трагизм человеческого бытия и социального времени будет ее молчание. Мария найдет себя в переводах, в основном с армянского, андалузского, немецкого. При жизни вышла одна небольшая малотиражная книга избранной лирики Петровых — «Дальнее дерево» (Ереван, 1968). Прав был Чуковский, сказавший: «В России надо жить долго». Ещё точнее ситуацию определила Раневская: «Чтобы стать знаменитым нужно, даже необходимо, умереть».
В книге Ольги Скибинской подробно реконструируются все творческие истоки поэзии Марии Петровых и ее близких, а также проводятся параллель с творчеством известной поэтессой «Серебряного века» Мариной Цветаевой и ее связь с Ярославским краем. Впервые публикуются автографы Ю. Жадовской, М. Кузьмина, В. Михеева, С. Дерунова, П. Гранцицкого, Н. Первухина и М. Петровых. Издание будет, несомненно, интересно всем любителям русской словесности и краеведам.