Главная » Рецензии » Мышкинское землячество

Мышкинское землячество

Мышкинское землячество


Мышкинское землячество [Текст] . Вып. 8 / [Мышкинский народный музей, Академия краеведения, Клуб «Мышкинское землячество» ; отв. за вып. Гречухин В . А.]. — Мышкин : МышЪиздат, 2019. — 177, [2] с. : ил. — (Система Опочининских чтений). 

Старинный русский город Мышкин стал в последнее время очень известным по всей России и за рубежом, а мышкинское землячество как культурный феномен вызывает к себе постоянный интерес. Так кто же они, коренные жители Мышкина и его окрестностей? VIII  выпуск сборника «Мышкинское землячество» вам ответит на этот вопрос и осветит малоизвестных фактов из истории этого уникального места. Мышкинское землячество, начавшее свою работу еще в имперские времена России, зародилось в Петербурге и имело свои отделения в Москве и Мышкине. Возрождение «Мышкинского землячества» происходило по инициативе Г. И. Махаева. Потомок мышкинского купеческого рода, увлеченный краевед Геннадий Иванович всесторонне ознакомился с имперским периодом жизни этого сообщества и решил его возродить, объединив старинные земляческие связи с мышкинской землей.

Результатом работы землячества стали регулярные выпуски его сборников и проведение ежегодных конференций, освещающих вопросы жизни города Мышкина и разных мест Мышкинского уезда в разные периоды истории. Земляческое краеведение – это особое научное изучение своей семьи, её истории и быта, а также знание о своих корнях и обращение к родословию тех семей, которые оставили добрую память у своих земляков. Этой теме посвящены, так или иначе, многие статьи данного краеведческого сборника.

«Семья Ивановых из села Сменцева» (Елена Николаевна Михайлова), «История моей семьи, Аруевы и Шиховы» (Надежда Викторовна Аруева), «У нас как в Царьграде… Орловы из Алексеевской слободы» (Олег Борисович Карсаков), «…Покону Кацкого, из села Рождествена» (Мария Владимировна Кайкова) – трогательные рассказы о своей семье и близких составляют основную часть этого сборника. В старину говорили: «Родство люби счесть,  и воздай ему честь». О жизни деревенского сообщества – деревни Ура Некоузского района, рассказала учитель Шекснинской школы Екатерина Александровна Любимова. «Старая Ура, деревня, борющаяся за жизнь» — тема её разыскания и одновременно крик души.

Свадьба – большое и радостное событие в жизни любой семьи, и особенно со стороны жениха и невесты. Издавна свадебный обряд включал в себя множество приготовлений и ритуалов, одно из них – приобретение колец. В старину говорили: «Кольцо должно быть по пальцу, а милый по сердцу». «Обручальные кольца, свадьбы, браки, разводы на берегах реки Волги в Мышкинском уезде» — такую яркую этнографическую тему затронула в своем рассказе Юлия Геннадьевна Долженко. «Страницы из жизни Обуховской школы», из воспоминаний её ученицы, записанные Галиной Владимировной Буршой, открыли читателям неизвестные факты о местном образования.

Многим краеведам будет интересен доклад Светланы Николаевны Левагиной «…Песней славлю…» о пребывании на ярославской земле певца Георгия Отса, очень любимого в Советском Союзе. Или зарисовки из жизни Николая Арсеньевича Сахарова, учителя-краеведа из поселка Волга, много лет занимавшегося изучением событий Ситской битвы (Галина Александровна Чудакова). Теме отхода на питерские промыслы посвящен рассказ Риммы Николаевны Осокиной, а яркие и документально точные образы людей из села Хороброва оживают в прозе Сергея Николаевича Темняткина. «Нить, источенная временем» — тонкая психологическая новелла о своих родных и близких написала Людмила Сергеевна Морозова, отдавая дань памяти истории своей семьи.

Этот сборник ценен и примечателен свои  литературным альбомом, куда вошли стихотворения известных ярославских литераторов (Павла Николаевича Голосова, Лидии Алексеевны Тимошенковой, Натальи Юрьевны Серебряковой, Николая Васильевича Агафончикова) и народные частушки с местным колоритом. Выпуск ежегодного сборника и встречи земляков стало доброй традицией на гостеприимной мышкинской земле, что дает толчок к новому освоению родного прошлого и возрождения его исторической памяти.