Премьера журнала «Театральный круг»

Share on FacebookShare on VK

krug_teatr15 марта 2014 года, в 17 часов, в библиотеке имени Лермонтова к Международному дню театра состоится премьера журнала «Театральный круг». Вечер ведёт редактор журнала, доктор филологических наук Маргарита Георгиевна Ваняшова.

Премьера! Для каждого, кто любит театр, это слово полно особого обаяния. И неслучайно назвали мы премьерой первую встречу с читателями нового (вернее, возродившегося после долгого перерыва) журнала «Театральный круг», издаваемого в Ярославле Театром имени Волкова. Ожидания читателя, впервые приоткрывающего обложку этого журнала, сродни чувствам зрителя в момент открытия занавеса. И эти ожидания оправдываются. Журнал разнообразный, многоголосый, живой – как в театре! А ещё – напряжённый, задающий вопросы, стремящийся, по слову Шекспира, «повернуть глаза зрачками в душу» – как в театре!

И подобно тому, как в хорошем театре какая-то главная мысль может пронзать собою весь спектакль, но при этом не навязывать себя, а представать в самых разных образах и вариациях, так и в журнале «Театральный круг» есть то главное, что, меняясь, проходит через самые разные статьи. Это главное, пожалуй, наиболее точно выражено словами Виктора Рыжакова – известного театрального деятеля, московского режиссёра, актёра и педагога. Выступая в Ярославле, в Театре имени Волкова, в сентябре прошлого года, во время XIV Международного Волковского фестиваля, Виктор Рыжаков сказал:«Современный театр – это поиск новой искренности, поиск того, как сказать сегодня то, что вчера говорилось иначе». В этих словах снимается противоречие между уважением к традиции и дерзким стремлением к новому, ещё не сказанному. Потому что и в том, и в другом главным становится единый, хоть и меняющийся во времени, поиск предельной искренности.

Вот мы читаем в журнале «Театральный круг» материал, посвящённый 100-летию со дня рождения замечательного драматурга, нашего земляка Виктора Сергеевича Розова. Олег Ефремов писал о нём: «Пожалуй, нет в нашей драматургии писателя более традиционного, спокойного, уравновешенного, если хотите, воинствующе немодного». И при этом пьесы Розова, с их несуетной человечностью, всегда точно попадали в нервные узлы времени – как оказалось, не только его времени, но и нашего.

А вот в том же «Театральном круге» мы читаем статью Маргариты Ваняшовой о недавней премьере Волковского театра: экспериментальной молодёжной постановке «Любовь, любви, любовью, о любви» – по циклу рассказов Бунина «Тёмные аллеи». Маргарита Георгиевна пишет о спектакле: «Сознательная установка театра – на незаконченность и недоговорённость. Художественная незавершённость – форма сегодняшняя, нынешняя, во многом загадочная». И при этой остро современной форме задача спектакля, как понимают её в театре: «Искать не внешнее, а внутреннее и подлинное. Бояться любой красивости, ложной риторики. Идти к человеку и в человека…». Задача вполне традиционная для русского театра, но решать её надо заново, сейчас, свою сегодняшнюю душу погружая в «ливень счастья, муку и недоумение любви», как сказано у Ваняшовой. Всё тот же «поиск новой искренности» – вечно современный, мучительный, необходимый…

Но если этот поиск идёт на сцене, он должен идти и в зрительном зале –В  иначе театр теряет смысл. В журнале «Театральный круг», в интервью с главным редактором журнала «Театр» Мариной Давыдовой речь идёт и об этом. Может быть, не всем захочется с ней согласиться, но очевидно, что современный театр в наиболее интересных своих проявлениях требует отдачи, напряжённой работы ума и сердца не только от актёра, но и от зрителя. Марина Давыдова считает, что «зритель должен быть готов к тому, что в спектакле не содержатся однозначные ответы на однозначные вопросы. Более того, сам режиссёр, создатель спектакля, очень часто никаких ответов не знает, а его спектакль это своего рода вопрошание, приглашение к совместному размышлению». Такое «вопрошание» нуждается в зрительском доверии, в способности к диалогу с театром. И хотя современный театр часто бывает непривычным, порою дискомфортным, в этом его ожидании диалога содержится большой запас уважения к своему зрителю.

Журнал «Театральный круг» – одно из проявлений такого уважения, потому что в читателях этот журнал предполагает, прежде всего, думающих людей. И недаром в «Театральный круг» вписывается в качестве отдельной рубрики ещё один «круг» – ярославский, не обязательно театральный. В этом разделе, который так и называется «Ярославский круг», можно прочитать статьи о других явлениях искусства, так или иначе связанных с Ярославлем. К примеру, статью известного учёного, культуролога, журналиста Евгения Ермолина «Петров и космос» – о художнике-аниматоре Александре Петрове. Или исследование искусствоведа Марины Полывяной «Дом в разрезе» – об одной из самых удивительных картин Ярославского художественного музея.

Журнал, о котором мы говорим, неслучайно, я думаю, включает в своё название слово «круг». Наверное, тут имеется в виду не только круг любителей искусства. Круг – это древний символ вечности, а значит – вечного обновления и возрождения. Только так, постоянно обновляясь и возрождаясь, может существовать театр. Да и жизнь вообще.

Встречу, посвящённую премьере журнала «Театральный круг», в библиотеке имени Лермонтова проведёт редактор журнала, профессор Ярославского театрального института, человек бесконечно преданный Театру имени Волкова – Маргарита Георгиевна Ваняшова.

Приходите на вечер!

До встречи в библиотеке Лермонтова

15 марта в 17 часов

по адресу: пр-т Толбухина, 11

Директор: Ахметдинова Светлана Юрьевна

Организатор вечера: Ирина Хоновна Шихваргер (тел. 21-36-65)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *