Молодежи о Некрасове

Share on FacebookShare on VK

dsc_092910 ноября в 15.00 библиотека имени А. П. Чехова провела первую встречу из цикла мероприятий, приуроченных к 200-летию Николая Алексеевича Некрасова, которое будет отмечаться в 2021 году. Подготовка к этому событию уже началась, и интерактивная игра «Творчество Н.А. Некрасова. Поэтические строки» для студентов Ярославского колледжа культуры стала своего рода премьерой.

Начался разговор с неожиданного вопроса — зачем сейчас, в 21-м веке, читать Некрасова? Проблемы-то у нас совсем другие, люди озабочены совершенно иными вопросами и вещами… Оказалось, это не так.

dsc_0971

После того, как ребятам прочитали три стихотворения поэта — «Внимая ужасам войны…», «Элегия» и «Гадающей невесте», стало понятно, что и в 19-м, и в 21-м веке до сих пор много общего.

Идут войны и погибают чьи-то сыновья, принося страшное горе матерям:

Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мир подсмотрел
Святые, искренние слезы —
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве…
(«Внимая ужасам войны…»)

dsc_0962

Многие и тогда, и сейчас готовы за материальные блага продать и предать самых близких людей, пренебречь лучшими чувствами:

Он твои пленительные взоры,
Нежность сердца, музыку речей —
Всё отдаст за плоские рессоры
И за пару кровных лошадей!
(«Гадающей невесте»)

И до сих пор вопрос, прозвучавший из уст героев Некрасова — «Кому на Руси жить хорошо», рефреном проходящий через все творчество поэта, не теряет своей актуальности:

«Довольно ликовать в наивном увлеченье, —
Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..»
(«Элегия»)

dsc_0982

Молодые люди согласились, что раз все это до сих пор присутствует в нашей жизни — значит, Некрасов остается и актуальным, и современным, значит, его нужно читать и изучать, в том числе — и истоки творчества, жизненный путь, источники сюжетов и персонажей.

Чтобы, так сказать, закрепить материал и показать, насколько Некрасов может бередить умы наших современников, ребятам показали сюжет с участием Андрона Кончаловского, в котором режиссер рассуждает о жизни и творчестве поэта.

dsc_0956dsc_0931

Ведущая представила аудитории и книжную выставку «Мир Н.А. Некрасова», на которой были книги о поэте — например, работа К. Чуковского «Мастерство Некрасова», биография из серии ЖЗЛ «Некрасов» (автор В. Жданов), методические пособия для учителя — материалы к выставке «Жизнь и творчество Н.А. Некрасова», публикации в журнале «Литература в школе» (№8 за 2004 год, № 8 за 2009 год и № 7 за 2010 год).

dsc_0932 dsc_0934

Из биографической литературы более лирического, так сказать, свойства, стоит выделить  живой и яркий рассказ о поэте его внучатого племянника, Николая Константиновича Некрасова, основанный на семейных воспоминаниях, личных впечатлениях, литературных источниках — «По их следам, по их дорогам». А «Тропа к Некрасову» Н. Якушина — это документально-художественная книга о жизни и творчестве нашего великого земляка.

dsc_0980

Здесь же можно было найти литературу, рассказывающую о том, где был и жил поэт, какие места сейчас мы называем некрасовскими — например, «В краю моем родимом», «Некрасов в Карабихе» (автор А. Тарасов), сборники стихов и поэм поэта, его лирику, известные произведения — «Мороз Красный Нос», «Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины».

dsc_0947

 

— А кстати, знаете ли вы, о ком поэма «Русские женщины»?

Вопрос ведущей вызвал недоумение — о русских женщинах, что тут непонятного? Но о ком именно? Чтобы напомнить ребятам подзабытые сюжетные перипетии замечательного произведения, был показан буктрейлер, в который вошли фрагменты фильма «Звезда пленительного счастья», посвященного истории декабристов, со знаменитой мелодией «Кавалергарда век недолог…».

dsc_0965dsc_0961

Затем будущим работникам культуры предложили показать свой культурный уровень.

dsc_0975

Надо было в поэтическом конкурсе «С трех слов»  узнать по начальным словам и строкам произведение поэта, а в художественном «Картины русской жизни в поэзии Н.А. Некрасова» — подобрать к полотнам русских живописцев подходящие цитаты из Николая Алексеевича. Поскольку в группе были студенты, занимающиеся в том числе живописью, для них задание усложнили, предложив еще и назвать художника, полотно.

dsc_0974 dsc_0966

Квест был пройден успешно — но это был еще не финал «На закуску» студентам предстояло побывать на «Пире ведьмы». К тому же — ночью. И не где-нибудь, а на Лысой горе.

А проще говоря, юношам и девушкам надо было разыграть стихотворение Некрасова «Пир ведьмы» под музыку М. Мусоргского «Ночь на Лысой горе».

dsc_0986

Поначалу молодежь стеснялась, но после того, как педагог показала им пример, представив свою трактовку «Пира», в обеих командах — а когда начались конкурсы и викторины, участников разделили на две команды — тут же нашлись желающие поучаствовать.

dsc_1004 dsc_0994

В качестве формы было выбрано художественное чтение, во время которого ребята постарались передать голосом и завывание ветра, и шум в трубе, и топот гостей колдуньи. Получилось здорово, почти как в настоящем театре!

dsc_1008dsc_1011

По окончании игры самые активные участники получили призы — собрания сочинений Некрасова, биографические книги. Не ушли с пустыми руками и остальные: на каждом столе была книга стихов поэта, которую можно было взять с собой. Насовсем!

Елена Белова, сотрудник библиотеки имени А.П. Чехова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *