В главной библиотеке страны. Экскурсия в РГБ для сотрудников ЦБС

30 мая сотрудники Централизованной библиотечной системы города Ярославля и Управления культуры мэрии города Ярославля побывали в главном книгохранилище нашей страны – Российской государственной библиотеке, где проходил День открытых дверей. Поездка, организованная  по инициативе директора ЦБС Светланы Юрьевны Ахметдиновой, стала подарком к прошедшему недавно Общероссийскому дню библиотек.

Ярославские библиотекари посетили две экскурсии – по знаменитому Дому Пашкова, в котором расположены несколько отделов РГБ, и по основному зданию Российской государственной библиотеки, а также хранению.

Дом Пашкова – место, одно название которого вызывает трепет у каждого любителя книг: именно здесь встречались Воланд и Левий Матфей, решая судьбу Мастера. Помните?

«На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий Москвы находились двое: Воланд и Азазелло. Снизу их никто не мог видеть, но им самим город был виден почти весь».

Автор, Михаил Булгаков, знал, что говорил: он бывал в доме Пашкова, поднимался на балкон и на крышу, смотрел на Москву. А вид из окон дом открывается просто фантастический!  Пашков дом расположен на Ваганьковском холме, что стоит напротив холма Боровицкого.

На вершине последнего находится Кремль – сердце и символ России; посетители Пашкова дома видят Кремлевский ансамбль как на ладони.

Неудивительно, что в свое время правительство Российской империи выкупило дом у хозяев за совершенно сумасшедшие деньги: само месторасположение придает зданию огромную ценность. А ведь дом, помимо того, привлекает внимание и тем, насколько идеально он занял положение на холме: немного вперед – и строение попросту сползло бы с возвышенности, немного назад – и его было бы намного хуже видно.  А все это — гений Василия Баженова, создавший, как считается, этот шедевр классицизма.

Дом Пашкова – это часть городской усадьбы: во дворе сохранились хозяйственные постройки, парадная арка на въезде, украшенная каменной гирляндой со львом. Эта скульптура настолько потрясающа, что автору ее, крепостному крестьянину, за ее создание была дарована свобода!

К сожалению, дом Пашкова практически полностью выгорел в пожаре 1812 года, от оригинального здания остались только кованые лестницы – их мы смогли увидеть в доме и даже постоять на них!

К слову, Пашков дом уже в то время имел важное градостроительное значение, поэтому его восстановили за казенный счет в формах, близких к допожарным, чего обычно не делали в других случаях.

Пашков дом был когда-то жилым, позже в нем располагались учебные заведения. А в 1861 году здание передали для хранения коллекций и библиотеки Румянцевского музея.

После революции  музей поступил более четырёхсот личных библиотек, реквизированных властью. Места стало не хватать, и все отделы музея были выведены из Пашкова дома. А библиотека была переименована и преобразована в знаменитую Публичную библиотеку СССР им. В. И. Ленина.

Сейчас, после большой реконструкции 2007 года, в правом флигеле Пашкова дома расположен отдел рукописей, в левом — нотно-музыкальный отдел и отдел картографических изданий. Есть здесь и читальный зал, где установлены аппараты для просмотра микрофишей.

Конечно, сотрудники ЦБС с особым интересом посетили отдел рукописей. В системе, которую возглавляет Центральная библиотека имени М.Ю. Лермонтова, много филиалов, носящих имена классиков русской литературы, эти именные библиотеки ведут большую исследовательскую работу, изучая и сохраняя наследие своих покровителей.

А тут – на выставке рукописей – и автограф Чехова, и рабочая тетрадь Достоевского, и рисунки Лермонтова, и семейный альбом Пушкиных! Просто дух захватывает!

В нотном отделе, в зале для прослушивания нам показали не только книги, но и коллекцию музыкальных инструментов, шеллаковых пластинок и конвертов для пластинок. Многое из того,что видели, библиотекари фотографировали на память.

В отделе картографии внимание сотрудников ЦБС привлек огромный глобус, вырезанный из дерева: как гласит табличка, это – глобус ацтеков. Землю обвивает Кетцалькоатль – Пернатый Змей, а стоит она на огромной Черепахе. Оба мифических персонажа выполнены из дуба, а сама планета – с ее морями, океанами, горами, равнинами – из более мягкой липы. Именно податливая структура этой древесины и позволила добиться такой достоверности. Выполнил глобус Константин Владимирович Деев, передавший свое творение в дар РГБ.

Да, музея как такового в доме теперь нет. Но это здание – само по себе настоящий музей, здесь каждый камень, кажется, может рассказать какую-то свою, особую историю. А тут, заметим, есть фрагменты кладки, оставшейся еще со времен эпохи Ивана Грозного. И именно с этим домом связана легенда о самой загадочной библиотек в русской истории – Либереи Ивана Грозного, привезенной на Русь бабкой царя, византийской принцессой Софией Палеолог, в качестве приданого. Говорят, что под Ваганьковским холмом, под домом Пашкова Либерею надо искать, ведь здесь проходили подземные ходы от дома Малюты Скуратова…

Домовая церковь – посвященная Святителю Николаю – тоже связана с именами известных исторических личностей, в том числе – с Николаем Гоголем: писатель любил посещать храмы, носящие имена его небесного покровителя.

В ходе экскурсии нам рассказали об истории дома и его хозяевах: отец владельца усадьбы, Петра Пашкова, Егор Иванович, был всего лишь денщиком – но самого Петра Первого! Сын же торговал вином. И хотя считался у знати нерукопожатным, сумел купить землю в самом центре Москвы, поставить дом, из которого на Кремль смотрели не снизу вверх, а сверху вниз, привлечь к работе самого Василия Баженова (правда, сведения не подтверждены), так его заинтересовав, что архитектор бросил работу по заказу императрицы, за что и впал в немилость.

Что привлекло Баженова? Гонорар? Интересный по исполнению заказ? Особые условия? А может быть, ему захотелось оставить свой след именно здесь, на этом месте? Кто знает… Но именно сюда пришел посмотреть на Москву прусский король Фридрих Вильгельм III с сыновьями, прибывший в Россию после войны 1812 года.

  

Сейчас помещения и потолки дома Пашкова  украшают скульптуры, лепнина, декоративные и несущие архитектурные элементы.

В особняке есть и своя каменная чаша – похожая на чашу в Эрмитаже, только поменьше и из другого камня.

Мы узнали также об основателе библиотеки и музея – государственном канцлере Николае Петровиче Румянцеве, чей портрет-барельеф встречает посетителей на парадной лестнице, а парадный портрет размещен в читальном зале, о Николае Федоровиче Федорове – русском космисте.

Он работал библиотекарем в Румянцевском музее, здесь создал первый систематический каталог книг. Кстати, в зале рукописей находится портрет ученого работы Леонида Пастернака. Сотрудники рассказывают, что Федоров не хотел позировать – и художник писал его тайком, подсматривая из-за стеллажей и каталожных ящиков.

Надо сказать, что если в то время была в наличии хотя бы десятая, даже – сотая  часть каталогов, имеющихся в библиотеке сейчас, то живописцу ничего не стоили затеряться среди них. Мы смогли убедиться в этом, когда попали в зал каталогов – уже в основном здании РГБ.

 

Но перед этим нас провели в центральное помещение бывшей Ленинки – тот самый зал, где находится знаменитая лестница. Ее ступени выкрашены в светлые и темные тона, символизирующие поговорку «Учение свет, а неученье — тьма». В библиотеке, если осмотреться, можно найти еще немало символов и олицетворений. Например, большие
деревянные двери – это путь к знаниям. В люстрах плафоны выполнены в виде раковин, а лампочки в них – как жемчуг: это перлы знаний, зерно познания.

Один из залов сделан в виде ротонды-пантеона, храма всех богов. Но здесь он означает храм всех наук.

В библиотеке 37 читальных залов на 2238 мест.

Практически в каждом зале в витринах размещаются выставки.

Так, в центральном холле нас заинтересовала экспозиция книг, выпущенных в 1941-1944 годах. Напомним, что это – годы Великой Отечественной войны, тяжелейшее для страны время. Но вот детская литература и настольные игры выпускались, потому что было понимание важности и чтения, и развивающих игр. Хочется надеяться, что в грядущее Десятилетие детства, объявленное недавно президентом Путиным, тоже обратят внимание на детское чтение, на издание детской литературы,  причем, литературы качественной!

Надо сказать, что многие годы Ленинка была закрытой библиотекой, в нее человек «с улицы» попасть не мог. На некоторых залах до сих пор висят таблички «Читальный зал для профессоров, академиков и докторов наук». В прошлом году РГБ стала общедоступной, но сохранила свою элитарность. Правда, приметы времени уж проникли в строгие читальные залы, хотя и не во все: появились зоны релаксации, мест, где можно просто посидеть в ожидании заказанной книги, выпить кофе, поговорить, а также поработать на компьютере, обратиться к электронной базе.

Прошлое и настоящее здесь соседствуют и уживаются мирно: рядом с традиционным бумажным каталогом находится современный электронный терминал для заказа книг. Иногда литературу ждать приходится довольно долго – и многие в это время посещают зал новинок, где выставляются новые поступления в РГБ: а эта библиотека получает в свои фонды обязательные экземпляры изданий со всей страны, так что тут всегда есть что-о интересное.

Пневмопочта не исключает работу библиотекаря, а современные лифты (без них никак: в хранении, например, 19 этажей!) располагаются рядом с обычными лестницами.

РГБ создавалась на основе коллекции книг в Румянцевском музее, и это наложило свой отпечаток на все, что мы здесь видели. Здесь ко многим вещам отношение как к музейным экспонатам, да и эти вещи, зачастую, и есть – экспонаты.

Скажем, самый старый каталог библиотеки – с карточками, написанными от руки, чернилами, каллиграфическим почерком – еще тех времен, когда библиотекарями работали только мужчины.

Или коллекция книг из собрания императрицы Александры Федоровны, супруги Николая Первого: это подлинные шедевры, к которым прикасаться можно лишь в перчатках! Их обложки сделаны из кожи, бархата и шелка, их обрезы и иллюстрации позолочены, а титульные листы украшены экслибрисами императорской фамилии. Эти книг расписывались вручную, и каждая была неповторима. То есть, текст-то повторялся, а вот рисунки создавались для каждого тома индивидуально.
Эти и другие редкие издания мы увидели, посетив святая святых – хранение РГБ. Здесь книгам создан специальный микроклимат, и даже стекла в окнах – уникальны: они фасеточные, каждый элемент сделан в виде бочонка.

Такая форма не дает попадать в комнат прямым солнечным лучам, рассеивая их. Между прочим, эти стекла – родные братья, так сказать, «Медного всадника»: их тоже придумал Этьен Фальконе.

Книги здесь расставляются по формату – и место, полученное однажды, не меняется уже никогда. Вот так книга становится, по выражению сотрудников библиотеки, «крепостной».

В этом огромном здании, коридоры которого на каждом этаже тянутся на двести с лишним метров, прописаны несколько миллионов книг. В ведении РГБ находится еще несколько помещений.

Всего же в РГБ более 45 миллионов единиц хранения — специализированные собрания карт, нот, звукозаписей, редких книг, диссертаций, газет и других видов изданий; здесь можно найти литературу на 367 языках мира. Хранение, по словам сотрудников, выстроено не просто на совесть: оно способно выдержать чуть ли не ядерный взрыв. И в это веришь, когда видишь, проплывая в кабине лифта, какой тут толщины перекрытия.

Из окон же верхних этажей открывается вся Москва, книжным, «чернильным» сердцем которой и является Российская государственная библиотека, истинный храм и дворец книги.

А после экскурсии мы успели осмотреть фасад РГБ, скульптуры и барельеф, украшающие здание, прогуляться по Александровскому саду, рассмотреть памятник Александру Первому, полюбоваться буйно цветущими сиренью и тюльпанами, видами на Кремль. И насладиться теплым, тихим, почти летним деньком, таким редким этой неласковой весною…

Елена Белова, сотрудник ЦБС.

Фото автора
и заведующей Юношеской библиотекой-филиалом №10
имени Н.А. Некрасова Л.М. Климовой.