14 октября в 15.00 в Центральной библиотеке имени М.Ю. Лермонтова прошла встреча с Евгением Евгеньевичем Пажитновым, руководителем московской региональной общественной организации «Экология. Краеведение. Генеалогия».
Директор библиотеки Светлана Юрьевна Ахметдинова, представив гостя, отметила, что знакомы они давно, что Евгений Евгеньевич — знаток своего дела, многое знает, многие темы поднимает.
— Большая работа проведена по роду Чеховых. А не так давно Евгений Пажитнов включил в сферу своих интересов и родословную Лермонтовых — вот она, перед вами.
И правда, вдоль стеллажей читального зала была растянута длинная полоса бумаги с множеством мелких значков и надписей. Подойди поближе — и увидишь: вот Мария Лермонтова и Юрий Лермонтов. Их сын Михаил Лермонтов… А потом многие и многие потомки рода, носящие именно эту знаменитую фамилию или другие имена. Сколько же их! Но обо всем по порядку.
Светлана Юрьевна передала слово гостю, и Евгений Евгеньевич рассказал о том, чем занимается его организация, какие задачи она решает. Кстати, Евгений Пажитнов работает в одной из библиотек Замоскворечья, и в его учреждении практикуются встречи потомков известных родов. Так что увлечение нашего московского гостя генеалогией очень способствует его профессиональной деятельности.
— Сразу скажу, что работаем мы, прежде всего, для молодежи. И это непросто — привить подрастающему поколению интерес к такой, на первый взгляд, скучной науке, как генеалогия. Но если посмотреть на тему немного под другим углом… Каждый из нас проявляет закономерный интерес к себе — а что есть генеалогия по сути, как не познание самого себя?
Кроме того, как говорит Е. Пажитнов, очень важно правильно подать информацию, правильно выбрать средства ее донесения.
— Ну вот вам пример, — Евгений Пажитнов обратил внимание слушателей на генеалогическое древо Лермонтовых, растянутое вдоль стеллажей. — Если в вашем доме есть подобная родословная, то не надо ребенку рассказывать долго и занудно — твои бабушки, твои дедушки… Взяли за руку, подвели к распечатке — и показали: смотри, а вот и ты! А это я, твоя мама. А вот — папа. А глянь-ка, сколько у нас родственников! А теперь пойдем к карте, посмотрим, где мы живем, а где — бабушка.
Такой подход Евгений Евгеньевич называет «привязкой к месту»: надо познавать для себя, где ты находишься, установиться, так сказать, в пространстве — а потом уже и постигать историю места, людей, его населяющих.
— Сюда же примыкает и принцип обратной миграции — так я называю необходимость посещать те места, где был в детстве, откуда твои корни, где жили предки. Кроме того, что это позволяет обновить родовые традиции — совершенно особые чувства наполняют человека, приехавшего на родину предков! — принцип обратной миграции очень способствует развитию регионального туризма. Кстати, потомки Лермонтовых как раз и осуществили этот принцип на практике: они поставили часовню в Костромской области, на месте могилы Георга Лермонта. Они восстановили Середниково — и сейчас это удивительное место, где нужно обязательно побывать, чтобы понять истоки таланта Михаила Лермонтова. И потомки рода дали мне информацию для создания этой родословной. Книга потомка рода Лермонтовых Воронцова «Поколенная роспись рода Лермонтовых» — первоисточник моей работы. Я ведь просто продолжаю начатое великими людьми дело.
В рамках работы по краеведению Пажитнов занимается также и созданием путеводителей, в которые включает не только исторические сведения, но и конкретную информацию по всем службам и учреждениям населенного пункта. «Должна быть краеведческая конкретизация — не только маршруты, но и сведения о том конкретном месте, где я стою, например».
— В этом используется любая отрасль знаний — география: изучение рельефа позволит узнавать свою землю вне зависимости от того, что в этом месте было раньше или появилось недавно — дома меняются, а земля остается… Гидрология: что за река в твоем городе протекает, куда она впадает, как расположена на карте. Ботаника, зоология — в свое время каждый пионер должен был узнавать по 50 птиц, зверей, растений своего региона. И даже литература вписывается в мою концепцию как нельзя лучше!
Всё просто: Евгений Пажитнов исповедует литературное краеведение, считая, что полное понимание любого произведения литературы, особенно — классического — приходит только тогда, когда читатель сам побывает в тех местах, где происходит действие.
И правда: наверное, трудно осознать до конца то же «Бородино» или «Войну и мир», если не бывал на поле боя. Что такое редут и каким образом его строили, как была организована оборона, например, Багратионовых флешей, о которой так ярко пишет Толстой. Или Тамань из романа Лермонтова «Герой нашего времени».
— Лермонтов — великий поэт, писатель. Изучая его произведения в школе, ребенок должен представлять, о чем пишет автор. Но ведь изучается не только творчество, но и жизнь Лермонтова. И генеалогия, вспомогательная историческая наука, может и должна быть основой комментариев по этой теме. Замечу, что было много разговоров о происхождении и рождении поэта, но всё, что не подтверждено документально — всего лишь слухи. Родословная — это такая штука, где ошибок быть не должно. В исследованиях бывают, да еще какие! — а тут ни-ни! Нет четкого подтверждения — значит, и говорить не о чем.
Это Евгений Пажитнов имеет в виду версию о том, что дуэль Лермонтова может быть связана с его романом с сестрой Мартынова — и последствиями этой связи. Об этом идет речь в фильме-расследовании Первого канала «Еще минута — и я упал», снятом к 200-летию поэта. В докудраме Евгений Евгеньевич примерил на себя роль детектива, вместе с ведущим идя по следам темной тайны, скрывающей причины смертельного поединка. Лента оказалась настолько интересной, что зрители запросили полный просмотр, хотя гость хотел показать только отрывок из нее.
И после незапланированного киносеанса на Е. Пажитнова буквально посыпались вопросы. Например, люди хотели знать, возможны ли еще какие-то находки — или о поэте известно почти все.
— Да ну что вы, еще масса неисследованных архивов — да и находки случаются. В Тарханах нашли же в потайном ящике секретера 200 неизвестных писем. Правда, эти письма не в открытом доступе, а сотрудник в музее изучает их уже лет 20…
Именно поэтому Евгений Евгеньевич и приезжает на такие форумы, как Лермонтовские Чтения — чтобы можно было обменяться информацией, услышать что-то новое. Хотя, казалось бы, в наш век Интернета коммуникация должна происходить очень быстро, но, увы… А вот прямой контакт оказывается более результативным.
Например, на встрече завязалось знакомство с представителями Историко-родословного общества, и председатель объединения Ирина Исматилаевна Тагиева пригласила Евгения Евгеньевича на следующий день посетить собрание объединения.
В разговоре вышли на Марию Петровых — Евгений Пажитнов обратил внимание на то, что одна из библиотек системы носит имя поэтессы. И Светлана Юрьевна смогла ответить на вопрос, интересующий гостя: есть ли контакты с потомками? — буквально сходу, поскольку именно она была первой заведующей библиотекой.
Тамара Дадианова поделилась своими взглядами на судьбу и жизнь поэта, они с Евгением Пажитновым даже немного поспорили, не сойдясь во взглядах на признанные авторитеты.
— Я повторюсь, что всего лишь продолжаю дело других. В моей работе всегда есть первоисточник! Но тут вот какая тонкость: да, документов много, масса известных фактов. Но их же надо свести воедино, извлечь квинтэссенцию, так сказать. Эта работа и есть мой вклад в родословную Лермонтовых. Еще раз обращаю ваше внимание на генеалогическое древо рода. Всмотритесь в него — там есть и Пушкин, и Наталья Гончарова, супруга Александра Сергеевича, и Аркадий Гайдар (родство по материнской линии, не по Голиковым), и братья Стругацкие. Столько открытий — а ведь мы всего лишь попытались разобраться в вопросе, с которым в прежние времена встречали любого гостя, а особенно женихов: «Чьих ты будешь?».
Елена Белова, сотрудник ЦБС.
И еще несколько фото, предоставленных участницей встречи Е.Н. Пчелкиной.