15 июня в модельной Центральной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова Централизованной библиотечной системы города Ярославля прошла встреча с народным художником Российской Федерации Валерием Васильевичем Тепловым.
Представляя гостя, директор ЦБС Светлана Юрьевна Ахметдинова отметила, что родился Валерий Васильевич в 1941 году, за несколько недель до начала Великой Отечественной войны. Отец его был кадровый военный, он закончил бронетанковую академию имени Фрунзе и был отправлен в Молдавию, в Кишинев, где Валерий Васильевич и появился на свет.
– Да, два месяца и двадцать два дня – вот и все мое счастливое детство. А дальше была война… — говорит В. Теплов.
Отец ушел на фронт, а маму Нину Васильевну с сыном Валерием эвакуировали в Ижевск, где они жили в доме цыганского барона. Может, отсюда истоки его ярких, буквально брызжущих с полотна красок, неистребимой любви к цвету и теплым тонам.
— Ну, и фамилия, наверное, повлияла, — считает художник.
К встрече сотрудники библиотеки подготовили небольшую презентацию, в которую вошли репродукции картин, информация о наградах и званиях мастера.
Валерий Теплов – не только народный художник (хотя это звание настолько значимое, что несколько лет назад вручать его стал сам Президент). Он заслуженный художник Российской Федерации, Почётный академик Российской академии художеств, действительный член Петровской академии наук и искусств. А также — лауреат ярославской областной премии им А. М. Опекушина, обладатель Большой Золотой медали «Василий Суриков» Союза художников России. В 1993-2000 годах являлся председателем Правления Ярославского союза художников России.
И – автор книги «Автопортрет во времени»: как заметила Светлана Юрьевна, не так часто встретишь художника, который бы еще написал книгу воспоминаний.
Он начинал с оформления интерьеров в соавторстве с супругой Лидией Тепловой. Эти работы можно видеть и сейчас в Доме торжеств, в доме культуры «Красный Перекоп», Дворце пионеров и школьников в Дзержинском районе. Но со временем стал писать только картины, причем – пейзажи, натюрморты, но не портреты (хотя с недавних пор среди работ Теплова можно видеть православные сюжеты, в том числе – лики святых). И еще одной темы избегает мастер – это война.
В ходе встречи Валерий Теплов рассказал о своей жизни, о том, как учился в Ярославском художественном училище, как служил в армии на Камчатке, как развивался в искусстве, как получал из рук Президента Владимира Путина высокое звание народного художника. Разговор при этом то и дело сворачивал на творчество – и становилось понятно, что для В. Теплова быть художником – это не профессия, это призвание. А может быть, и миссия.
— Художник ведь даже видит окружающее иначе. Где обывателю явится лишь грязная лужа, там живописец узрит небо, отраженное в воде, и целый новый дивный мир, полный света и красок.
К слову, критики говорят, что в поздних работах Теплова проявляется не только реализм, но видны и элементы символизма. О стилях, о склонности к тому или иному направлению и развитии манеры письма Валерия Теплова спросили на встрече. Мастер ответил, что основа всего – всё-таки классика, хотя лично он не отвергает никаких направлений.
— Но любой художник должен получить хорошую базу: рисунок, живопись, композиция – без них никак. Никто из мастеров авангарда не избежал основ. Тот же Пикассо – он ведь прекрасный рисовальщик, еще до кубизма писал замечательные, крепко сделанные работы. Но ему, как любому настоящему художнику, в конце концов стало тесно в этих рамках, он стал искать свою манеру – и пришел к кубизму, который позволил ему выразить всё то, что диктовало ему его время. Художник ведь человек своей эпохи.
Разговор о творчестве продолжился уже у картин, которые мастер с удовольствием комментировал, рассказывая, как рождалось полотно, откуда явился сюжет, какие материалы были использованы в работе.
— Я до некоторых пор писал в основном маслом. А вот моя первая жена, ныне, к сожалению, уже ушедшая из жизни, была пастелистом, работала пастелью. И вот когда меня позвали на международный пленэр в Италию, куда собирали именно пастелистов, я, признаюсь, даже оробел: как бы не сесть в лужу, с моим-то опытом стыдно будет! Но виду не показал – и, наверное, с перепугу как начал работать!.. Результат перед вами: эти итальянские зарисовки выполнены именно пастелью.
С этим материалом Валерий Теплов показал на встрече мастер-класс. За несколько минут на глазах зрителей родилась зарисовка: ваза с цветами на подоконнике, один из самых любимых сюжетов художника.
Завершив работу своей подписью, Теплов подарил эскиз Центральной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова. Ответным подарком стал сборник «А впереди была Победа», выпущенный Централизованной библиотечной системой города Ярославля к 75-летию Великой Победы, с пожеланием, чтобы в новый сборник к следующей юбилейной дате вошли воспоминания о войне и Валерия Теплова.
Ну, а зрители еще долго не расходились, задавая вопросы, высказывая мнение о картинах, интересуясь планами и задумками. Или просто рассматривая пейзажи с экзотическими видами Италии, Черногории и Абхазии, золотыми далями осеннего Плеса, тихими уголками Ярославской, Вологодской, Ивановской областей – самого сердца России.
Елена Белова, сотрудник ЦБС.