24 апреля в 15.00 в Центральной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова состоялась премьера документального фильма «Последний рыцарь Средневековья. Андрей Большой», снятого студией «Углече Поле» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Картину представил Алексей Суслов, главный редактор журнала «Углече Поле», продюсер и режиссер ленты, рассказав, с чего всё начиналось и откуда появилась идея сделать фильм.
— «Углече Поле» уже писало об этом человеке: в одном из номеров «Углече Поле» (№ 28) было очень интересное интервью с Владимиром Гречухиным, автором книги о выдающемся князе «Лики четвертого Рима». В этом материале Владимир Александрович раскрывает роль князя Андрея Большого не только для истории Углича, но и всей России. Вот что говорит Владимир Гречухин о своем герое: «Это фигура по своей значимости равная образу Ивана III, но антиподная ему. И, увы, до сих дней этот исторический образ оттолкан на задний план знаний о русской истории. Закамуфлированный так, что его, вроде, и не было. И даже хуже – оболганный до бесстыдства. Этот человек для меня, современного россиянина, есть любимый герой средневековья. Мыслительно и душевно выше Андрея Большого в истории того времени для меня никого нет. Он уникален в своем понимании отношения Власти и человека. Он единственный, кто пытался, кроме целесообразности, помнить и о нравственности».
Для Углича, города, богатого историей, князь Андрей Большой – фигура особенная. При нем был настоящий «золотой век» средневекового Углича. Началось каменное строительство, был построен большой княжеский дворец, каменный Спасо-Преображенский собор в Кремле, огромный собор в Покровском монастыре. Андрей Большой был заказчиком выдающегося русского иконописца Дионисия.
Да, кто такой Андрей Большой, в Угличе знают очень хорошо. Но за пределами города уже далеко не каждый сможет ответить на этот вопрос. А ведь князь этот в свое время имел такую власть и влияние, что представлял серьезную конкуренцию великому князю Московскому – к слову, своему родному брату, Ивану III, тому, что женился на Софии Палеолог. Видимо, по этой причине в 1491 году Андрей был вероломно брошен в заточение, где и скончался спустя два года.
У князя было прозвище, о котором Андрей Михайлович Курбский в своей «Истории о великом князе Московском» писал, что «Иван III в малое время удушил в темнице тяжёлыми веригами своего единоутробного брата Андрея Угличского, человека весьма рассудительного и умного. Оттого он остался в народной памяти под скорбным именем «Горяй». Кстати, один из Курбских, Андрей Дмитриевич, был женат на дочери Андрея Большого Ульяне.
Фильм об Андрее Большом начинается со слов: «Выдающийся полководец и гуманист. Правитель, чья мудрость опередила свое время на много веков вперед». И вся лента – доказательство этого мнения.
Зрители узнали, почему картина названа «Последний рыцарь Средневековья»: дело в том, что, как говорят создатели фильма, благородство, порядочность, желание жить по правде и по совести были у Андрея Васильевича врожденными. Многие его поступки наверняка казались современникам глупыми – ну как, например, он мог поверить брату на слово?
— И по характеру, и по притязаниям Горяй был опасен для своего брата, великого князя Московского. В 1488 году Андрей услыхал, что великий князь хочет его схватить и сам лично сказал об этом слухе Ивану. Тот клялся, что у него и в мыслях не было ничего подобного. Андрей поверил… А спустя три года слух оказался горькой правдой.
Снимали «Последнего рыцаря Средневековья» там, где и происходили исторические события, можно сказать, в оригинальных декорациях: ведь знаменитые палаты удельных князей, которые являются главной жемчужиной Угличского кремля, строились как раз при Андрее Большом, в 1480-х годах. Алексей Суслов рассказал, как проходили съемки, где побывала съемочная группа, какие интересные события происходили во время работы над фильмом.
— Мы объехали десятки мест. Подняли сотни архивов. Сделали тысячи дублей. Мы хотели показать историю князя иначе, чем ее нам преподносят учебники истории, взглянуть на ту эпоху под другим углом, увидеть не властителя – но человека, не «сепаратиста», «бунтовщика», «опального», а настоящего рыцаря Средневековья, благородного и многое созидавшего.
Позже, когда уже шло обсуждение картины, зрители отмечали особую роль угличского и мышкинского краеведа, историка Владимира Гречухина.
— Владимир Александрович много занимался этой темой и настолько сжился со своим героем, что кажется, будто он сам его и играет. Во всяком случае, мы видим князя именно глазами Владимира Гречухина!
Светлана Юрьевна Ахметдинова отметила, как радостно, что удалось воплотить замечательную идею и показать так ярко и зримо в фильме образ В. А. Гречухина, писателя и краеведа, кстати, коллеги по работе в Общественной палаты Ярославской области нынешнего созыва.
— Как былинный летописец дней сегодняшних и минувших предстает Владимир Александрович Гречухин — удивительный рассказчик и подвижник культуры. И встает перед глазами памятная встреча на Опочининских чтениях 2004 года, когда точно так же, как и в этом фильме, у открытого печного огня, Владимир Александрович делился мыслями о пути развития России, вспоминая историю родного Мышкинского уезда. Только не было тогда современных технических средств, чтобы запечатлеть особую манеру рассказчика, под обаяние которого попадает слушатель. А теперь, благодаря фильму, зрители познакомятся и с угличским князем Андреем Большим, и с легендарным мышкинцем Владимиром Гречухиным.
Подготовила Елена Белова, сотрудник ЦБС.