3 ноября Центральная библиотека имени М. Ю. Лермонтова приняла участие во Всероссийской акции «Ночь искусств», которая проходила под девизом «Театр объединяет». Для зрителей приготовили большую интересную программу.
Открылась «Ночь искусств» двумя песочными шоу с участием Екатерины Шеффер и Алексея Ермакова: для детей была показана сказка Андерсена «Дикие лебеди», а для взрослых – мистерия по творчеству Михаила Лермонтова.
Удивительное это зрелище – песочная анимация! Оно, как театральный спектакль, каждый раз – новое: это не мультфильм или кинолента, раз и навсегда запечатленные на пленку. Вчера линия рисунка легла так, а сегодня – иначе, и на экране картинка уже получается совсем другой. Сегодня рука мастера, наполненная песком, прошла над стеклом чуть ниже, а завтра – взметнулась высоко: и фон пейзажа меняется, становясь то светлее, то темнее. Песочный аниматор создает каждый раз новый мир, выступая в роли демиурга – и этот мистический образ только подчеркивается тем сумраком, в котором творит мастер.
Картины из песка рождались под руками Екатерины Шеффер, которая, к слову, является представителем рода Лермонтовых. Оттого-то, видимо, она с особым чувством очерчивала на экране знакомый всем нам профиль с ниточкой усов над губой, силуэт в офицерской шинели на фоне гор, и абрис летящего над ними орла…
Алексей Ермаков озвучивал действие, читая сказку и стихи: мистерия была составлена из нескольких стихотворений Михаила Юрьевича Лермонтова, подобранных так, чтобы картинки из песка могли перетекать одна в другую. Это были такие произведения, как «Предсказание» («Настанет год, России черный год…»), «Желание» («Зачем я не птица…»), «Ангел» («По небу полуночи ангел летел…») и другие. И, конечно, раз уж название у действия было -мистерия, то без «Демона» обойтись было невозможно.
Интересно, что песочная анимация по стихам Лермонтова проходит на публике всего в третий раз – премьера состоялась в Пятигорске, потом работу увидели в Середникове. А теперь вот – Ярославль, который таким образом вновь оказался вписан в череду лермонтовских памятных мест.
Составить достойную конкуренцию столь удивительному для нашего города зрелищу было непросто, но сотрудникам Центральной библиотеки это удалось. Ночь искусств под девизом «Театр объединяет» была продолжена мастер-классом по сценическому мастерству от Замиры Колхиевой. Актриса, работавшая в театре имени Ф. Г. Волкова, в Камерном театре под руководством В. Воронцова, снимавшаяся в кино, Замира Муратовна еще и преподаватель Театрального института. Так что она не только имеет что рассказать и показать, но и умеет это делать.
Гости Ночи искусств вместе с З. Колхиевой осваивали простейшие актерские приемы, пробовали вжиться в образ, выполняли упражнение ПФД – то есть «память физических действий». Что это такое? Ну, например, вы помните, каково оно, взять в руки горячую картошку? А пуховое перышко или маленького котенка? Так вот, ваши физические ощущения при этом – только часть нужной реакции. Нужно не просто показать, как клубень обжигает руки или их ласкает шерстка зверька. Гораздо важнее – передать зрителю ваши эмоции, то, что вы чувствуете при этом, передать так, словно бы картошка или перо и вправду касаются ваших ладоней. Да, и фраза, прозвучавшая из зала: «У меня на пух аллергия» — именно то, что нужно!
Частью мастер-класса стали также небольшие сценки, в которых нужно было суметь не только сыграть заданное, но и сымпровизировать финал. Надо отметить, что актеры из зала справились отлично с этим заданием.
Так же успешно гости вечера отвечали на вопросы викторин и конкурсов на театральные темы. А пока папы и мамы пробовали свои силы в актерском мастерстве и интеллектуальных играх, дети в кинозале смотрели мультфильмы.
Настоящим украшением Ночи искусств стали служители Терпсихоры, то есть – танцоры. В программе были сразу несколько видов танцев — народные, классические и современные.
Студия шотландского танца исполнила хореографию с родины предков Михаила Юрьевича Лермонтова (мы помним, что поэт имеет шотландские корни), театр танца Лилии Тихоновой, можно сказать, показал импровизацию: дело в том, что его артисты пришли на Ночь искусств, вообще-то, как зрители. А вот студенты театрального института, станцевавшие вальс, к выступлению, конечно, готовились: их номер был настоящим представлением – с музыкой, костюмами и, если чуть-чуть включить фантазию, — даже с сюжетом!
В течение Ночи искусств на импровизированную сцену несколько раз выходила актриса музыкального театра Мария Свежинская, которая исполнила несколько арий из опер и оперетт и тем самым стала «ответственной» за вокал.
А вот искусство поэзии представляла Валерия Сибрикова, студентка учебного театра «Надежда» под руководством И. и К. Корниенко, которая прочла стихотворение об актерах.
Работали творческие площадки «Мастерская бутафора» — с участием заведующей бутафорским цехом Ярославского театра кукол Елены Севрикеевой и «Мастерская художника» — с участием руководителя Школы живописи и автора игрушек в технике валяния Анны Сарычевой. Анна позже с удовольствием рассказала о своем искусстве, о том, как рождается игрушка и почему взрослые продолжают играть в куклы.
Вели вечер библиотечный Кот Бегемот, сотрудники Центральной библиотеки Елена Пчелкина и Замира Колхиева (да-да, актриса сменила подмостки Камерного театра на читальный зал Лермонтовки, который регулярно становится зрительным залом!). Ну, а хозяйкой Ночи искусств, которая приветствовала гостей в начале вечера и благодарила их в его завершение, была директор Централизованной библиотечной системы Светлана Юрьевна Ахметдинова.
Елена Белова, сотрудник ЦБС.