14 октября в Центральной библиотеке города Ярославля, носящей имя Михаила Юрьевича Лермонтова, прошел второй день 15-х Лермонтовских чтений.
Открылся он приветствием директора Централизованной библиотечной системы города Ярославля Светланы Юрьевны Ахметдиновой, традиционным зажжением Лермонтовской свечи и романсом «И скучно, и грустно» в исполнении Олега Погудина, причем замечательное музыкальное произведение сопровождалось не менее замечательным видеорядом, в котором были и портреты Лермонтова, и его рисунки, и виды мест, где поэт бывал.
Как оказалось, этот видеоклип словно бы сконцентрировал в себе суть второго дня чтений – потому что участники говорили и литературе, и об истории, и о живописи.
Прежде всего, конечно, было литературоведение. Двое докладчиков провели сравнительный анализ произведений Михаила Юрьевича Лермонтова и Антона Павловича Чехова.
Известно, как Чехов ценил Лермонтова, удивляясь, как такому молодому, в общем-то, человеку удается точно и ярко подбирать слова, выстраивать образы и сюжеты. Неудивительно, что лермонтовское творчество отразилось в творчестве Чехова. Но – очень и очень своеобразно.
Например, Алла Георгиевна Головачёва, старший научный сотрудник отдела по изучению и популяризации творческого театрального наследия А. П. Чехова Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина» («Так бурей брошенный челнок…» Лермонтовский мотив в «Вишнёвом саде» А. П. Чехова») считает, что образ Епиходова — это ироническое преломление темы романтического одиночества Лермонтова. Эту точку зрения она выводит, опираясь на слова персонажа: «Судьба относится ко мне без сожаленья, как буря к небольшому кораблю». Сама цитата восходит, скорее, к басням Ивана Дмитриева, с которыми Чехов был хорошо знаком и частенько использовал их мотивы в своих произведениях. Однако уверенно можно говорить и о промежуточном звене – поэзии и образах Лермонтова.
В поэзии Лермонтова челн (тоже небольшой корабль, в общем-то) — символ гонимого бурями одинокого неприкаянного человека, образ лодчонки в буре – мотив покорности судьбе. И парус Лермонтова – «Белеет парус одинокий…», тоже вписывается в это сравнение. Только у Лермонтова оно романтическое, высокое – а у Чехова намеренно приниженное. 22 несчастья – таково прозвище Епиходова. Но несчастья его — не трагедии или драмы, как у романтиков, а мелкие неприятности бытового свойства. Хотя, пожалуй, донимать человека такие мелочи могут ничуть не меньше вселенских трагедий.
Но интересно, замечает Алла Георгиевна, что одинокий, «разлаженный» Епиходов – единственный в пьесе, кто остался при деле и после продажи сада.
О Чехове и его рассказах, сравнивая их с прозой Лермонтова говорила еще одна гостья из Москвы – Елена Евгеньевна Яблонская, соискатель Литературного института имени А.М. Горького, член Союза писателей России («Курортный хронотоп» — «Княжна Мери» М.Ю. Лермонтова и рассказы А. П. Чехова «Дуэль», «Зеленая Коса» и др.»). И опять – то же намеренное принижение, развоплощение пафоса.
Первое произведение, которое приходит на ум, когда мы говорим о курортном хронотопе – конечно же, «Дама с собачкой». Но повесть эта изучена давно и очень тщательно, а потому основной акцент Елена Евгеньевна сделала на малоизвестном рассказе «Зеленая Коса» и самой лермонтовской повести – «Дуэль».
В «Дуэли», по мнению докладчика, идет противостояние, подобное тому, что мы видим у героев «Княжны Мери». Но если у Лермонтова в постоянном поединке мужчины и женщины, то у Чехова дуэль (не зря, не зря автор отстаивал именно это название, когда Суворин предлагал «Ложь»!) идет между носителями разных мировоззрений, независимо от пола. Многие персонажи имеют явное сходство: Надежда Федоровна, как и Вера, больна чем-то неопределенным. Мать Мери, княгиня Лиговская, имеет много общего с Битюговой.
Точно так же много общего у персонажей «Героя нашего времени» с действующими лицами «Зеленой Косы». И вновь – инверсия, «выворачивание» лермонтовского произведения.
Тут есть свой Печорин: Егоров, он военный, симпатичный, и тоже на него часто находит желание поязвить. Тут есть заговор – но не против местного Печорина, а в его пользу. Тут есть девушка, романтично настроенная – но не бросающая вызов обществу, как это было бы во времена Лермонтова, но наоборот, видящая романтику в покорности воле отца. Пафос снижается, пародия на романтические претензии и ложно понимаемый романтизм глубоко зашифрованы.
К слову, Антон Павлович очень любил наделять женщин-героинь чертами знакомых мужчин и наоборот (в «Зеленой Косе» мать-княгиня властная, как отец писателя, Павел Егорович Чехов, да и отчество у нее — Егоровна). Тоже своего рода ирония.
И хотя Лермонтов был, конечно же, ярким представителем романтического течения, он, конечно же, оценил бы чеховскую иронию, ибо и сам был не чужд насмешке (его Печорин в этом смысле весьма показателен). Современники отзывались о поэте весьма и весьма неоднозначно. Кто-то считал его желчным, злым, язвительным, готовым уколоть в самое больное место. Другие видели в поэте светлого задумчивого юношу, погруженного в себя. Третьи называли Мишеля душой компании, весельчаком и балагуром.
Описания и характера, и внешности Лермонтова порой противоречат друг другу. И даже портреты – в том числе и прижизненные – не дают нам четкого представления о том, как же выглядел этот молодой человек, так ярко сверкнувший в нашей литературе.
Может быть, можно понять, как выглядел поэт, если просмотреть его портреты, один за другим? Но они разбросаны по всей России и миру… Но скоро сделать это будет нетрудно: на Лермонтовских чтениях состоялась презентация проекта книги-каталога «Образ М. Ю. Лермонтова в изобразительном искусстве: Портреты», которую готовит к печати Михаил Николаевич Ланцов, библиограф Центральной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова (Ярославль).
В будущем издании будут собраны многие прижизненные и посмертные портреты, работы современных художников. Читатель найдет в каталоге справку об авторах работ, а также указания на то, где хранятся полотна, репродукции которых поместить в книгу не представляется возможным.
А вот Наталья Михайловна Улитина, аспирант кафедры культурологии и социально-культурной деятельности Уральского федерального университета имени Первого Президента России Б. Н. Ельцина, департамент искусствоведения и культурологии (Екатеринбург) в своем рассказе «Взгляни на этот лик; искусством он небрежно на холсте изображён…»: очерк из истории одной из екатеринбургских библиотек» познакомила слушателей с удивительной историей.
В Екатеринбурге до 90-х годов была библиотека, носившая имя Лермонтова (в эти годы ее присоединили к другой библиотеке, и она утратила свое имя). В детстве и юности Наталья Михайловна там не раз бывала и запомнила картину, изображавшую поэта.
— Помню, как следили его глаза за посетителями, как, глядя на многочисленные мероприятия, проходившие здесь, он будто говорил нам: «Печально я гляжу на наше поколенье…», словно бы предчувствуя эпоху кардинальных перемен, что наступила в 90-е годы.
А потом портрет пропал. И Наталья Михайловна решила его разыскать. История этих поисков и стала темой ее сообщения, а также в него вошел рассказ о художнике, делавшем копию с прижизненного портрета поэта, первого его изображения в военной форме.
Кстати, картина нашлась в прошлом году. Она требует поновления, даже – реставрации, но находка словно подтолкнула жителей города: общественность решила добиваться возвращения имени Лермонтова библиотеке, когда-то его носившей.
Сообщение Н. Улитиной перекинуло мостик от живописи к истории, которой отдали дань трое докладчиков. К сожалению, все три сообщения были заочными, авторы не смогли присутствовать на Чтениях.
Светлана Дмитриевна Нечай, библиотекарь Центральной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова (Ярославль) подготовила рассказ под названием «Я еду в страну чудес Восток», где на примере хронологии стихов Лермонтова, посвященных Востоку, делается небольшой обзор-очерк русской ориенталистики. С мыслями Светланы Николаевны участников Чтений познакомила Наталья Ивановна Фондо, главный библиотекарь Центральной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова.
Следующий заочный доклад был озвучен Антониной Александровной Герасимовой, возглавляющей отдел развития и информационных технологий.
Владимир Николаевич Соколов-Лермонтов, преподаватель Ставропольского краевого художественного училища (Ставрополь) в сообщении «Судьбы лермонтовских реликвий в 19-21 вв.» рассматривает вопрос работы с документальными первоисточниками, к которым, по мнению автора, необходимо отнести и мемориальные предметы. К сожалению, замечает В.Н. Соколов-Лермонтов, первоисточники В изучаются недостаточно, с ними мало кто работает. А ведь одно собрание Владимира Михайловича Лермонтова, внучатого племянника поэта, могло бы дать очень много тем для исследования и размышления! Может быть, лермонтоведов ждут сенсации?
Ну, а у нас на Чтениях своя сенсация, можно сказать, как раз и случилась. Таковой стало заочное сообщение Екатерины Леонидовны Сосниной, кандидата исторических наук, доцента кафедры социально-гуманитарных наук Пятигорского Государственного Технологического университета, научного сотрудника Государственного музея-заповедника Лермонтова в Пятигорске (Пятигорск).
Поделиться сенсацией с коллегами и участниками Чтений повезло библиотекарю Центральной библиотеки имени Лермонтова Елене Николаевне Пчелкиной.
Е.Л. Соснина на примере небольшой работы Лермонтова «Парус» рассуждает на тему, мог ли М. Ю. Лермонтов бывать в Ярославской губернии, в частности, в Переславле? Вместе с бабушкой Мишель бывал в паломнических поездках в Троице-Сергиевой Лавре, а в Переславле в те годы тоже было немало святых мест. К тому же, на работе Лермонтова изображен город, удивительно похожий на Переславль тех лет. А гравюры, с которой поэт мог бы срисовать пейзаж, пока что не найдено.
Во второй день прозвучали также два доклада Натальи Ивановны Фондо, главного библиотекаря Центральной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова (Ярославль). Она осветила международные страницы истории ярославских Лермонтовских чтений и подготовила обзор «Лермонтовская книжная коллекция Центральной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова города Ярославля». Некоторые из книг, упомянутых ею, можно было видеть на книжно-иллюстративных выставках «Лермонтовский свет на Ярославской земле» и «Книги с автографами из Лермонтовского фонда Центральной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова».
… Литературоведение, история, живопись, искусствоведение, краеведение, музыка (Наталья Улитина исполнила свой романс, посвященный Лермонтову) – вот сколько самых разных наук и искусств затронули участники 15-х Лермонтовских чтений! Делается богаче не только география участников, но и география, так сказать, наук: Лермонтов оставил след почти в любой сфере человеческого знания. А если в какой-то области ничего такого нет – так это пока. Исследователи жизни и творчества поэта останавливаться на достигнутом не намерены.
Елена Белова, сотрудник библиотеки имени А.П. Чехова.