Лермонтовские Дни в Ярославле организуются ежегодно ко дню рождения поэта Лермонтова Михаила Юрьевича – 15 октября.
11 октября прошла экскурсия по выставке работ художника Юрия Казакова «По лермонтовским местам». Читатели увидели полотна по итогам участия художника во всероссийских пленэрах.
В год 200-летия поэта художник посетил Пятигорск и Тарханы. Так родился цикл, посвященный М. Ю. Лермонтову. В 2014 году в библиотеке имени М.Ю. Лермонтова проходили встречи с художником.
Пейзаж был наиболее важным и любимым у Юрия Сергеевича жанром. Уютные местечки, улицы, взгляд в глубокую и непостижимую даль – в этих пейзажах каждый найдет то, что дорого и близко лично ему. Много красивых уголков России можно увидеть на картинах Юрия Казакова. Одно из таких мест – Кавказ. Работа Юрия Сергеевича, притягивающая внимание, – картина под названием «Зимка. Пятигорск». Юрий Сергеевич обладал даром видеть мгновения, найти сюжет, поймать то особое состояние природы и чувство, которое вызывает сам этот пейзаж, и перенести его на холст. На картине «Окно Поэта. Пятигорск» художник изобразил дом, в котором жил Лермонтов, окно комнаты, в которой жил поэт. Красота и величие горных массивов, цветовая гамма разных горных районов удивительно верно отражены в эмалях Юрия Казакова. «Гора Верблюдка», «Горный пейзаж. Пятигорск», «Гора Кольцо», «Красные скалы». Юрий Сергеевич любил Кавказ не менее поэта Лермонтова. Творчество художника подарило читателям возможность почувствовать эту любовь.
Состоявшаяся 11 октября литературно-музыкальная программа «Исторический роман» по творчеству Булата Окуджавы в исполнении актрисы Ольги Казаковой тесно связана с «Лермонтовским циклом» художника Юрия Казакова, ее отца.
Конечно, встреча началась со стихотворения Окуджавы – посвящения Лермонтову.
Каких только эпитетов не удостоился Булат Окуджава: «оригинальный», «уникальный». Ну а читатели, просто слушая его песни и стихи в исполнении Ольги Казаковой, почувствовали, что этому хрупкому внешне человеку как-то удавалось петь о себе, но в то же время, будто о каждом из нас. Так и Юрий Казаков, обладая даром видеть мгновения, найти сюжет, мог поймать то особое состояние природы и чувство, которое становилось близким каждому из нас. На встрече были исполнены песни: «Ах, война, что ж ты сделала, подлая», «Ах, Арбат, мой Арбат», «Часовые любви», «Давайте восклицать» и другие. Стихи Булата Окуджавы прочитала художник Светлана Арсюта. Ольга Казакова посвятила песни, прозвучавшие в программе, отцу, художнику Юрию Казакову.
12 октября состоялось занятие театрально-литературной студии с актрисой Замирой Колхиевой. Оно было посвящено жизни и творчеству Лермонтова. Студийцев свёл вместе гений Михаила Юрьевича Лермонтова.
Все вместе прочитали и обсудили стихи поэта разных лет: «Стансы» (1830), «Когда волнуется желтеющая нива» (1837), «Морская царевна» (1841), отрывки из «Песни про царя Ивана Васильевича» (18370. Музыкой души стал романс на стихи Лермонтова «Горные вершины». Стихи Лермонтова не отпускают, как его демон, который «был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!..»
12 октября гостей Лермонтовских чтений ждала театральная прогулка в закулисье Первого русского театра имени Федора Волкова.
На театральную прогулку отправились вместе с актрисой труппы театра Юлией Знакомцевой, которая провела экскурсантов по всем уголкам театра драмы им. Фёдора Волкова со столетней историей — от парадной лестницы до скрытых от посторонних глаз мест.
Портретная галерея фойе Исторической сцены, все выставочные пространства, театральные макеты и исторические экспозиции осмотрели гости, также посетили Камерную сцену с арт-лестницей «73 ступени позитива», актёрскую гримерку, театральные цеха и подвалы.
Незабываемые впечатления с погружением в живую историю русского театра получили все участники театральной прогулки по Волковскому театру!
13 октября гости совершили экскурсию в Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник «Карабиха», где их ждал яркий и познавательный рассказ научного сотрудника Григория Владимировича Красильникова, представившего на Чтениях доклад о ярославской няне Лермонтова.
Далее участники Чтений отправились в Семибратово, чтобы поклониться праху лермонтоведа Олега Пантелеймоновича Попова на местном кладбище. О. П. Попов в годы Великой Отечественной войны спас домик-музей Лермонтова в Пятигорске, прошел ГУЛАГ и последние годы своей жизни провел в Семибратове, собирая жителей в клубе на литературные встречи, писал стихи и мемуары, участвовал в работе над Лермонтовской энциклопедией. Уже на Первых Чтениях в Ярославле в 2000 году русский писатель Борис Михайлович Сударушкин (1945-2021) рассказал о трудной судьбе земляка-семибратовца.
Наталья Ивановна Фондо, работавшая главным библиотекарем в краеведческом отделе Центральной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова в 2003-2021 годы, рассказала о жизненном пути Олега Пантелеймоновича Попова.
В память о Лермонтове 14 октября прошел мастер-класс по созданию броши «Парусник» из фетра. Одним из наиболее популярных и знакомых нам с детства произведений этого великого русского поэта является стихотворение «Парус», написанное 18-летним поэтом в Петербурге и впервые опубликованное в журнале «Отечественные записки» в 1841 году. Образ мятущегося паруса неоднократно подхватывался авторами как музыкальных, литературных, так и кинематографических произведений в последующее время. И вряд ли найдется в нашей стране человек, ни разу не слышавший хотя бы начальные строки этого стихотворения:
«Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..»
Образ парусника часто воплощается и в аксессуарах – считается, что образ корабля связан с символикой поиска и странствия, а в Китае, например, принято считать, что корабль – символ приумножения достатка, богатства и благополучия. Каждый участник мастер-класса попробовал выполнить все этапы создания броши своими руками. Так получился красивый символичный аксессуар из фетра с белоснежным парусом, который, безусловно, нес в себе нечто большее.
14 октября прошел мастер-класс по правополушарному рисованию ярославского мастера Галины Беловой.
Михаил Юрьевич Лермонтов одновременно ярко проявлял себя и в сфере изобразительного искусства. По свидетельству его родственника А. П. Шан-Гирея, начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи. Художественное наследие поэта содержит произведения различных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. Этот вид творчества Лермонтова уступает литературному, но одаренность писателя сказалась и в нем.
Участники мастер-класса смогли ощутить себя в роли художника и с пользой провести время, почтив память поэта.
15 октября эпиграфом встречи молодых поэтов «Лермонтов объединяет» стали слова, произнесенные однажды самим поэтом:
Поверь мне – счастье только там,
Где любят нас, где верят нам.
Собственная судьба поэта поистине трагична: ранняя гибель матери, детство, проведенное вдали от отца, которого он редко видел, жизнь изгнанника. Но, несмотря на это, поэт не стал мрачным отрицателем жизни. Он любил ее страстно, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу.
С ведущим – поэтом Егором Радостиным читатели вспоминали великого гения. Студийцы литературных клубов «Литтерра» и «ГЛАГОЛЪ» читали стихи Лермонтова разных лет: «Парус», «И скучно и грустно…», «На севере диком стоит одиноко…», «Умирающий гладиатор», «Молитва».
М. Ю. Лермонтов оставил неизгладимый след в русской поэзии. Участники встречи погрузились в поэтический мир поэта и насладились его стихами.
Завершились Лермонтовские дни показом историко-познавательного фильма «Загадка Н. Ф. И.».
Выдающийся исследователь и ученый Ираклий Андроников изучает места, связанные с пребыванием Михаила Лермонтова на Кавказе и запечатленные на рисунках поэта, рассказывает о своих поисках имени женщины под инициалами «Н. Ф. И.» Лермонтов посвятил много стихотворений. Ею оказалась Наталья Фёдоровна Иванова, в замужестве Обрескова, в которую был страстно влюблён 17-летний поэт. Литературный детектив, великолепная речь, увлекательный рассказ, расследование тайны поэта, – все это от главного героя Ираклия Андронникова. Просмотр фильма прошел на одном дыхании!
Сколько бы столетий ни минуло, поэзия Лермонтов современна.
Смело верь тому, что вечно,
Безначально, бесконечно.
Что пришло и что настанет,
Обмануло или обманет.
Лермонтовские дни позволили всем поклонникам творчества русского гения, исследователям, обучающимся, поэтам вспомнить его творчество, поделиться размышлениями о поэтике и судьбе.
Наталия Борисовна Иванова,
заведующая сектором Центральной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова