11 октября Центральная библиотека имени М. Ю. Лермонтова вновь встречала гостей: открылся второй день Лермонтовских чтений «Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть…».
Тему предыдущего дня – влияние Лермонтова на поэзию более поздних времен, в частности, Серебряного века – продолжил доклад профессора Ярославского государственного театрального института Маргариты Георгиевны Ваняшовой «Выхожу один я на дорогу…» Лермонтов икремнистый путь русской поэзии». Маргарита Георгиевна в своей неподражаемой манере разбирала творчество Блока, Мандельштама, пастернака, Бродского, отмечая у каждого автора следы влияния и воздействия поэзии Лермонтова. В частности – стихотворения «Выхожу один я на дорогу», в котором каждая строчка – готовый афоризм.
— Интересны не столько прямые цитаты, сколько художественная картина, восприятие мира художником в духе лермонтовского космизма. К слову, именно космизм и отличает Лермонтова от многих, в том числе – и от Пушкина.
А у Бродского Маргарита Георгиевна отмечает взрыв традиции преклонения, благоговения перед Лермонтовым.
Поговорим о человеке,
который не сделал карьеру,
о его жизни,
короткой и неуверенной,
о ветреном любовнике
и храбром офицере, —
поговорим о поручике Лермонтове.
Здесь автор словно бы злорадствует, сознательно убивая, уничтожая пафос. А в другом стихотворении Бродский и вовсе называет Лермонтова, правда, не впрямую – кривоногим мальчиком.
Да не будет дано
умереть мне вдали от тебя,
в голубиных горах,
кривоногому мальчику вторя…
Но это – скорее уход от романтической патетики, внешнее опрокидывание, обращенное к тем, кто не представляет себе, что же за величина – Лермонтов. Своего рода развенчание старого мифа – но сотворение, может быть, нового?
Развенчание мифов без всяких «но» стало определяющим лейтмотивом выступления представителя рода Лермонтовых, Владимира Соколова-Лермонтова (Ставрополь). Владимир Николаевич вместе со слушателями разбирался в достоверности общеизвестных фактов из биографии Лермонтова – в частности, писал ли Николай I то письмо, в котором нелицеприятно отзывается о поэте и его «Герое нашего времени» и которое часто цитировали в советское время, когда речь заходила о взаимоотношениях власти и поэта.
В. Соколов-Лермонтов доказывает, что, скорее всего, письмо это – фальшивка: его сфабриковал немецкий историк и политик Теодор Шиман, который, вероятно, был идеологом антирусской кампании перед Первой Мировой войной.
Нет нигде полного текста письма, в источнике, на который ссылаются именитые лермонтоведы, приведен отнюдь не оригинал. Оригинала никто не видел. Сама выдержка из текста прошла якобы через два перевода, она, к тому же, содержит грубые нарушения публикации. В частности, не указан полный титул автора, адресата. Последний обозначен так: императрица. Какая? Мать? Жена Николая Первого? Или вообще особа из другого государства?
К слову, благодаря вопросу из зала, выяснилось, что В. Соколов-Лермонтов не только преподаватель в художественном училище Ставрополя, но имеет еще и военную специальность – и она связана как раз с идеологической пропагандой и ее разоблачением.
Так что слова Владимира Николаевича приобрели особый вес, в зале возникла дискуссия. Оживленное обсуждение услышанного потом перетекло и в перерыв между докладами.
А еще Владимир Соколов-Лермонтов рассказал, что в ярославском восстании 1918 года принимали участие двое Лермонтовых – дяди его деда. Они сидели потом в Коровницкой тюрьме, а дочь еще одного Лермонтова – известного в городе архитектора Николая Юрьевича – пыталась им помочь.
Удивительные вещи можно обнаружить, изучая генеалогические древа разных родов! Не зря говорят: мир тесен. Вот еще одна ниточка, связывающая наш город и род Лермонтовых – Рыкачевы. Улицу имени Рыкачева знают многие. Она, между прочим, носит имя Михаила Александровича Рыкачева, ученого, стоявшего у истоков российской метеорологии – и четвероюродного брата поэта. Бабушка Михаила Юрьевича Лермонтова по отцу была урожденная Рыкачева.
Михаил Александрович был женат на дочери губернского архитектора Андрея Михайловича Достоевского – младшего брата писателя. Потомок этого рода Николай Ленин в годы революции отдал свой паспорт Владимиру Ульянову – помните, «Н. Ленин»? Так появился псевдоним вождя революции.
Еще один потомок Лениных-Рыкачевых-Достоевских — Андрей Сергеевич Ленин — ушел из жизни совсем недавно, в 2016 году. Его вдова, Лариса Дмитриевна Ленина (Санкт-Петербург) рассказала участникам Чтений о своем муже.
А вот Галина Гургеновна Тер-Габриэльянц (Москва) поделилась воспоминаниями своей матери, Изабеллы Георгиевны, о Давлате Азаматовиче Гирееве, который был потомком рода Гиреев, а также – приемным сыном одного из Лермонтовых и другом Владимира Мануйлова и Ираклия Андроникова.
Вообще, второй день был полон неожиданностей и открытий. Многие с удивлением узнали, что в Солигаличе есть целая коллекция портретов работы Григория Островского, среди которых есть и изображения членов рода Лермонтовых (напомним, что Костромские края – вотчина одной из ветвей Лермонтовых, в Чухломе были земли и у основателя рода, Георга Лермонта). Интересная история связана и с находкой этих картин.
Этой теме были посвящены документальный фильм и сообщение директора Центральной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова Светланы Юрьевны Ахметдиновой (Ярославль).
Светлана Юрьевна рассказала, как обнаружили картины, как их спасали (в этом принимал участие Савва Ямщиков), что работ Островского были выставлены в Москве и вызвали взрыв интереса – как в свое время ярославские провинциальные портреты.
Глубинка способна преподнести такие сюрпризы, каких и в столице не увидишь. Сколько же жемчужин еще таится в недра нашей удивительной страны! Может быть, где-то ждет своего открывателя и исследователя еще какой-нибудь забытый мастер?..
Кстати, о художественном творчестве. В прошлом году Ольга Васильевна Анискина (Истра, Центральная библиотека имени А. П. Чехова) рассказывала об исследованиях и открытиях художника Л. Н. Шаталовой, изучавшей лермонтовскую графику, рисунки поэта. В этом году Ольга Васильевна приехала уже с книгой статей Л. Н. Шаталовой «Я хочу рассказать вам…». О. В. Анискина отметила, что теплый прием и большой интерес, вызванный ее сообщением на предыдущх Чтениях, подтолкнул ее ускорить работу по изданию книги.
— Она вышла в августе этого года, и вот сегодня я ее представляю вам здесь, в Ярославле.
Ольга Анискина подарила два экземпляра издания Центральной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова, а также вручила еще одну книгу – Елены Фадичевой «Мой дух бессмертен силой, мой гений веки пролетит».
А завершил форум доклад Анны Николаевны Ефимовой (Кострома) о произведениях М. Ю. Лермонтова на костромской сцене, ставший знаковым: ведь 2019-й – Год театра в России. Лермонтов же – гениальный драматург, чьи пьесы, пусть и немногочисленные, не сходят с сцен театров мира. Впрочем, было время, когда критики писали, что попытки «гальванизировать труп лермонтовского романтизма» не нужно, что Лермонтов не соответствует требованиям времени. Это цитата одной из костромских газет в послереволюционную эпоху. Но минули годы – а Михаил Юрьевич по-прежнему на сцене.
— По слухам, в нашем театре к 205-летию Лермонтова готовят новую постановку «Маскарада».
Анна Николаевна рассказала, сколько было театров в Костроме, что из Лермонтова ставили на их сцене, почему одна из карикатур изображала здание театра в виде дойной коровы (ответ прост: помещений было мало, фактически — вот это здание театра и имелось, трупп же существовало много, всем нужно было где-то выступать).
Большое любопытство у публики вызвала самодельная книга с расписанными ролями и мизансценами для неосуществленной постановки пьесы «Два брата» М. Ю. Лермонтова. Ее сделали, вырвав страницы из большой книги, соорудив обложку из старой папки и вклеив листы с ремарками, расписанием ролей по актерам. Теперь это – настоящий раритет, поскольку многие архивы в Костроме утеряны во время пожаров. А здесь – есть фамилии актеров театра, которые больше нигде в документах не указываются.
По завершении выступлений прошло обсуждение Чтений, подведение итогов, во время которого гостям вручили в подарок книги о нашем городе. А потом состоялась традиционная фотосессия на память.
Елена Белова, сотрудник ЦБС.