24 мая в Центральной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова лекторий «Рерих и театр» представила Чумакова Татьяна Алексеевна, изучающая более тридцати лет творческое наследие семьи Рерихов. Читатели увидели документальные фильмы «Великая семья России», «Рерих и театр».
Семью Рерихов называют великой семьей неслучайно. Каждый из Рерихов внес огромный вклад в культуру, науку, искусство и философию. Так много дарований и талантов было присуще всем им. Это был творческий союз близких и необыкновенно одаренных людей.
Николай Константинович Рерих – всемирно известный художник, создатель более семи тысяч картин, ученый, путешественник. Без театра Николая Константиновича невозможна история драматического и оперного театра ХХ века. Художником было создано множество эскизов и декораций близких ему по духу опер, балетов и театральных постановок. Музыкальному театру Рерих отдавал явное предпочтение. Спектакли, к которым он обращался, – это произведения Н. А. Римского- Корсакова, А. П. Бородина, И. Ф. Стравинского, М. П. Мусоргского, Р. Вагнера. Драматических постановок было меньше. Столь же выразительны и точны рериховские эскизы к пьесам Ремизова, Островского, Ибсена.
С 1905 по 1944 годы, с некоторыми перерывами, художник работал над оформлением оперных, балетных и драматических постановок. Одни получили сценическое воплощение в театрах Петербурга-Петрограда, Москвы, Парижа, Лондона, Чикаго, Филадельфии и еще многих городов мира. Обращение Рериха к театрально-декорационному искусству обусловлено тягой художника к монументальным и декоративным формам. Сцена позволяла реализовать присущее Рериху стремление к синтезу искусств. Мастер создал около пятисот эскизов декораций и костюмов к более чем тридцати музыкальным и драматическим постановкам, некоторые стали классикой этого жанра. Его декорации не развлекали зрителя, а помогали ему сосредоточиться и почувствовать смысл, дух, характер действия и музыки. Первой театральной постановкой, для которой Рерих создал эскизы декораций и костюмов, была рукопись «Три волхва». Мастер создал такие декорации, что огромное количество артистов смогли не только петь, но и двигаться по маленькой сцене. Коллективная работа художника Рериха, режиссера Санина позволила создать поэтическую грезу, зрители узрели красивейшую картину подлинной жизни 11 столетия.
В 1908 году Николай Рерих стал художником эскизов к опере «Снегурочка» Римского-Корсакова, в 1909 году – к опере Бородина «Князь Игорь». 1912 год – время интенсивной работы Рериха в театре. Одновременно мастер расписывал церковь в Талашкино и создавал станковые работы. Обладая огромнейшей эрудицией, Рерих воплощал в своих работах сущность исторических эпох, культуры, быта, обычаев народов в художественном преломлении. О научном подходе к историческому материалу и безупречном мастерстве Рериха свидетельствует всё его театральное наследие — разнообразное по темам и образам, полное удивительной поэтичности.
Каждое новое участие в театральном проекте, расширяло живописные, творческие и художественные возможности Рериха. Все чаще на его выставках стали появляться эскизы костюмов и декораций, достойно проявляющие все его мастерство как художника. Эти работы задают тон для мирового оформительского искусства.
«Для художника работать в театре означает большая радость. В театре он чувствует себя творцом значительно нового искусства», – говорил Рерих в одном из интервью.
В этот день читатели Лермонтовки смогли оценить театральную живопись великого мастера – Николая Рериха.
Наталия Борисовна Иванова,
заведующая сектором Центральной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова