Лекция «Исаак Ильич Левитан: художник, чей пейзаж стал поэзией»

Лекция «Исаак Ильич Левитан: художник, чей пейзаж стал поэзией»


26 августа в Центральной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова прошла лекция «Исаак Ильич Левитан: художник, чей пейзаж стал поэзией» научного сотрудника Ярославского художественного музея Анастасии Сергеевны Усковой

Встреча приурочена к 165-летию со дня рождения Исаака Ильича Левитана – русского живописца и рисовальщика еврейского происхождения, одного из самых знаменитых пейзажистов времён контрреформ и начала Серебряного века.

Черновик

Оказалось, что исследователи до сих пор спорят, когда родился И. И. Левитан – 18 августа или 3 октября по старому стилю. Благодаря сохранившимся воспоминаниям можно точно утверждать, что с 1873 года будущий художник поступил в Московское училище живописи, однако уже в 1884 году покинул его, получив диплом «неклассного художника», дававший лишь право быть учителем рисования. Анастасия Сергеевна подробно рассказала об истории знакомства и взаимоотношениях И. И. Левитана с семьей Чеховых, А. К. Саврасовым, С. И. Мамонтовым и С. П. Кувшинниковой.

Первым шедевром живописца стала работа «Осенний день. Сокольники». Интересным является то, что фигура женщины, изображенная на картине, была написана не Левитаном, а его близким другом, Николаем Чеховым, который посчитал, что без нее работа была не полной. Картину приобрел Третьяков за 100 рублей, существенно поправив положение бедствующего художника. Тридцатью годами позже Третьяков купит работу художника «У омута» уже за 3000 рублей.

Черновик

Ведущая познакомила присутствующих также с такими картинами, как «Вечер на Волге», «Вечер. Золотой Плёс», «Близ Бордигеры на севере Италии», «Ненюфары», «Берёзовая роща», «После дождя. Плёс», «Тихая обитель», «Владимирка», «Вечерний звон». Читатели узнали, какими местами вдохновлялся художник, на какие детали в картине следует обратить внимание для более глубокого ее понимания, за сколько произведения покупались и чему были равны эти цены. «1 тулуп, крытый синим сукном, пара кожаных туфель, 2 пары мужских кожаных перчаток, 500 бутылок черного русского пива, сани простые, лёгкий женский шерстяной платок и один рубль оставался про запас» – именно столько, по словам Анастасии Сергеевны, стоила самая первая картина живописца.

Одной из самых знаменитых, глубоких, философски насыщенных произведений И. И. Левитана является картина «Над вечным покоем». Ведущая обратила внимание слушателей на то, что, работая над этим полотном, художник пытался показать одухотворенность самой природы, ее отдельность по отношению к человеку. Остров, словно брошенный могучей рукой в гущу разлившихся вод, соотносится с человеческой жизнью теряющей свой смысл среди «вечного безмолвия бесконечных пространств».

Черновик

Лекция была дополнена книжной выставкой, где были представлены как книги о самом мастере – его творческая биография в работе М. А. Туркова «Левитан», альбом его работ, представленный серией «Русские художники», и альбом под авторством В. А. Петрова – так и общие книги по искусству – «История русской живописи. 90-е годы XIX века», «Русский пейзаж», «Импрессионизм в русской живописи». Особый интерес у читателей вызвала монография А. А. Федорова-Давыдова, где были представлены документы, материалы и библиография, посвященные жизни и творческому пути художника. Используя эту книгу, Анастасия Сергеевна показала читателям И. И. Левитана в молодости, его мастерскую и выдержки из личной переписки.

Черновик

Встреча прошла в уютной атмосфере, присутствующие активно задавали ведущей вопросы. Благодаря лекции Анастасии Сергеевны Усковой читатели смогли глубже погрузиться в жизнь и творческий путь Исаака Ильича Левитана.

Ждём Вас в Центральной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова
по адресу: г. Ярославль, проспект Толбухина, д. 11
Справки по телефону: +7 (4852) 21-07-33
Директор – заслуженный работник культуры РФ Светлана Юрьевна Ахметдинова