15 октября в 17.00 Центральная библиотека имени М.Ю. Лермонтова провела традиционный Лермонтовский бал-маскарад.
В этом году он состоялся в рамках Дня лермонтовской поэзии, который отметили в день рождения Михаила Юрьевича.
Еще до начала бала посетители библиотеки весь день писали стихи в Гусарский и Дамский альбомы (в ходе бала некоторые строки были зачитаны вслух), прошли мастер-класс по изготовлению маскарадной атрибутики, научились делать альбомы и милые пустячки-сувениры — книжные закладки, вспомнили всё, что связано с жизнью и творчеством Лермонтова. Весь день проходил под знаком поэта, а вечер, когда и был дан бал-маскарад, стал кульминацией Дня лермонтовской поэзии.
Открыла и вела вечер директор Централизованной библиотечной системы города Ярославля Светлана Юрьевна Ахметдинова. Она рассказала об истоках творчества поэта, его детстве и отрочестве.
— Первые стихи Лермонтов писать начал совсем еще мальчиком. А в 14 лет уже пробовал свои силы в таком непростом жанре, как поэма.
Как могли приходить к подростку Мишелю его чарующие строки? Это попробовали представить себе такие же юные артисты — воспитанники коллектива «Зарина» из театра танца «Zадоринка»: ребята показали композицию по стихотворению «Парус» и танец с Лермонтовской книгой.
Надо сказать, что балы тех лет — это не просто «танцульки»; как правило, продумывалась и составлялась большая развлекательная программа, в которой находилось место и конкурсам, и светским разговорам, и салонным играм.
Вот и в Центральной библиотеке весь вечер работали лермонтовские площадки «Ярмарка масок», бювет «Горячие воды», проводились викторины и настольные игры «Лермонтов в кино», «Вспоминаем «Бородино», «Собери Лермонтовский венок».
Были популярны в те годы и различные гадания — Лермонтовская библиотека не стала нарушать традицию и тоже устроила у себя спиритический уголок, в котором, впрочем, гадание было совершенно интеллигентное и непредосудительное — литературное, да еще по самому Михаилу Юрьевичу!
Также гости могли сами себе определить будущее, вытащив записку с пожеланием. И кому же не приятно было прочитать что-то вроде: «Не забывай о себе!», «Выбрав дорогу, не сворачивай», «Найди счастье в дне сегодняшнем».
Интерес публики привлекал и генеалог — гость из Москвы Евгений Пажитнов, специалист в области составления родословных и изучения истории семьи, который охотно рассказывал о своей работе, учил составлять генеалогию, искать истоки своего рода.
Взрослые и дети с радостью играли в разнообразные салонные игры — причем, именно такие, что бытовали в 19 веке. Пока одни перебирали «Веревочку», другие устроили «кошки-мышки». Представьте картину: 3 «кошки» с завязанными глазами ловят одну «мышку» с колокольчиком! Сколько шуму, гаму, смеха, счастливого визга и восторга! Причем, и от малышни, и от их пап и мам, на время растерявших чопорность и серьезность.
И хотя детей тогда на рауты не брали: отпрысков было принято оставлять на попечение нянь дома, — но в данном вопросе организаторы решили сделать исключение и просто устроить на бале Детскую мастерскую «Комната бабушки Елизаветы Алексеевны». Тут дети всех возрастов могли попробовать себя в различных видах искусства — и узнать, что Лермонтов «был чрезвычайно одарен способностями к искусствам. Великим постом Мишель был мастер делать из талого снега фигуры в колоссальном виде… уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашенного воску целые картины». Так вспоминал троюродный брат поэта А.П. Шан-Гирей.
Взрослые тем временем погрузились в увлекательный рассказ ведущей о том, как Михаил Лермонтов познакомился на разных танцевальных вечерах, светских раутах и балах с теми женщинами, которым суждено было оставить значительный след в судьбе поэта — и в русской литературе, поскольку каждой из них Михаил Юрьевич посвящал стихи.
Три музы, три женщины — Екатерина Сушкова, Варвара Лопухина и загадочная Н.Ф. И., оказавшаяся Натальей Федоровной Ивановой. Это открытие в свое время совершил Ираклий Андроников, известный исследователь и популяризатор творчества Лермонтова. Мало того, Наталья Иванова, как выяснилось, имела отношение и к Ярославскому краю: она вышла замуж за Николая Обрескова, представителя одного из древнейших ярославских родов.
Как состоялись эти знакомства? Как развивались отношения — ведь этикет начала 19 века не позволял общение наедине юношей и девушек? А вот тут на помощь приходил язык веера: с его помощью умудрялись обсуждать сплетни, договариваться о свиданиях и даже объясняться в любви! Попробовать свои силы в этом, поверьте, весьма непростом искусстве мог любой гость маскарада, приняв участие в «Игре с веером».
А вот викторина «Традиции бала» помогала не только интересно провести время, но и чувствовать себя уверенно в непростом мире бального этикета.
В каком веке в России появились первые балы? Как они назывались? Что такое бал? Какие существуют категории балов? В каком веке балы получили широкое распространение? Что включает в себя бальный этикет? В каких книгах упомянуты балы? После такой блиц-разминки можно было смело выходить на бальный паркет. Тем более — чу! Слышите? Вот уже зазвучал вальс «Маскарад» Арама Хачатуряна и…
Открылся бал!
Кружась, летели
Четы младые за четой.
Одежды роскошью блестели
А лица — свежей красотой!
А ведь и правда — постарались дорогие гости! Какие костюмы, прически, шляпки, какие шик, блеск и красота! Кстати, из викторины участники бала узнали, что платья дам в то время всегда должны были быть открытыми, дополняться бутоном живых или искусственных цветов, туфли следовало носить мягкие без каблука, а наличие перчаток и веера было обязательно. Требования к внешнему виду мужчин, особенно военных, также четко определялись: фрачная пара, белый жилет, белый или черный галстук. Военным же надлежало быть в соответствующем их полкам торжественном обмундировании и в бальных башмаках, лишь уланам дозволялось бывать в сапогах.
При помощи упомянутой выше викторины выяснилось, что бал в начале 19 века неизменно открывал полонез. Вторым танцем был вальс, кульминацией — мазурка, а завершал бал котильон.
— Но кто же в наше время помнит эти танцы? — спросите вы. — И вальс-то уже с трудом, а уж полонез или этот, как его… котильон…
И ничего страшного в этих мудреных забытых названиях — а тем более фигурах танца — нет, поверьте. Особенно под руководством опытных танцмейстеров — участников Клуба исторической реконструкции и ролевого взаимодействия «Зазеркалье» под руководством Елены Стратилатовой!
Гостям дали мастер-класс по двум танцам — все вместе участники бала учились полонезу и гросфатеру. Затем «Зазеркалье» устроило сеанс… нет, не показательной магии, а показательного танца, пройдя по читальному залу Лермонтовской библиотеки во французской кадрили.
Иллюзия переноса во времени была почти полной — чему немало способствовали костюмы и отточенные движения артистов, мелодии того времени, полумрак, словно от свечей, веера, маски, длинные платья…
И — особый гость, московский бард Игорь Кулагин-Шуйский, уже не в первый раз приезжающий в Центральную библиотеку города Ярославля, носящую имя поэта.
В исполнении музыканта, под гитару (инструмент, на котором мог играть и сам Мишель) прозвучали песни и романсы на стихи Михаила Юрьевича, а также композиции, созданные на слова самого И. Кулагина-Шуйского, посвященные Лермонтову. Называлась программа «Лермонтовским словом окрыленный».
Были на бале-маскараде и игра в фанты — любимейшее развлечение в светских салонах, и стихи из Гусарского и Дамского альбомов, написанные в течение дня поклонниками творчества поэта, и дефиле литературных героев, сошедших в этот вечер со страниц произведений Михаила Юрьевича Лермонтова, и светские разговоры, и немножко — сплетни: а какой бал без них может обойтись?
Масса музыки, танцев, легкого, приподнятого настроения — и много-много связанного с жизнью и творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова, которому в этот день исполнилось 202 года…
Елена Белова, сотрудник ЦБС.
Фотографии предоставлены директором и сотрудниками Центральной библиотеки имени М.Ю. Лермонтова и театром танца «Задоринки».