25 ноября, в 16.00 в Центральной библиотеке имени М.Ю. Лермонтова состоится литературный вечер, на котором будет представлена новая книга Натальи Ключарёвой «Счастье». Вечер проведёт автор.
Наталья Ключарёва – молодая писательница. Она живёт сейчас в Ярославле, но проза её уже имеет всероссийскую известность. А первый, вышедший в 2008 году, роман «Россия, общий вагон» переведён на несколько европейских языков. Каждая из пяти опубликованных до настоящего времени книг Натальи Ключарёвой – это свой особый мир, требующий внимательного чтения и отдельного разговора. В субботний вечер 25 ноября в библиотеке имени Лермонтова, во время встречи с автором, мы познакомимся с новым романом Натальи Ключарёвой. Он называется – «Счастье».
«Счастье» – это роман о любви. Но от обычной «лав стори» он отличается в той же мере, в какой отличается от схематично нарисованного человечка глубокий психологический (и при этом остро современный) портрет, за которым – судьба и личность.
В этом романе есть ключевое слово. Оно постоянно и напряжённо, возникая в разных вариантах, звучит в нём – как исходная нота, от которой рождается мелодия. Это слово – жизнь. Жизнь и смерть, бытие и небытие борются – как Бог и дьявол – не за тело, а за душу каждого из героев. На стороне жизни – любовь. На стороне смерти – всё остальное.
Катастрофическое отсутствие родительской любви, даже малейшего внимания, когда «на месте родителей – чёрная дыра», с детства исказило души двух молодых сестёр: старшей, огненно-рыжей и полной столь же огненной энергии Саньки и младшей – тихой и слабой. «За Санькиной экспансивностью скрывалось отчаяние… <…> Она ежеминутно отвоёвывала себя у небытия, утверждала своё существование, в котором постоянно сомневалась, боролась за присутствие в мире». И при этом долго не давала воли своему счастливому дару – таланту художника. А у младшей был бесконечно любимый прекрасный лес и прекрасное, хоть и маленькое, дело: она шила из лоскутков медведей и дарила их плачущим детям на улицах. Но в этот лес и в этих медведей она пряталась, «уходила от жизни, от отношений и перемен. Она боялась. И страх был слишком велик, чтобы жить».
И Алёша, который так терпеливо и бережно любил эту тихую девушку, чья душа была похожа на слабую, но чистую песенку, этот узнаваемый интеллигент Алёша до встречи с нею тоже ведь не жил, а только всё ждал настоящей жизни, постепенно уступая свою душу небытию. И только полюбив, он «с удивлением и надеждой» ощутил в себе «то новое и несомненно живое, что неспешно прорастало сквозь онемение и пустоту».
И даже почти сказочный, но всё же реальный уличный артист, мим с ангельскими крыльями за плечами, белый клоун, который учился быть счастливым и умел дарить счастье другим – даже и он не был свободен от страха перед жизнью: у него была своя боль…
Каждый из героев – и полная горячей любви Санька, и Алёша, и белый клоун с крыльями и сердцем ангела – все они идут своим трудным, порою трагическим, путём к преображению, ко второму – для жизни! – рождению. Но самое удивительное и чудесное происходит с самой слабой – с младшей -сестрой. Этой девочке, которая всю свою жизнь, даже и повзрослев, чувствовала себя беспомощным брошенным ребёнком, судьба (отнюдь не случайно!) привела другого брошенного ребёнка, трёхлетнюю Катю, – и пробудила дремавшее материнское чувство. И на глазах Алёши произошло чудо: робкая и бесконечно одинокая, несмотря на его любовь, девочка, похожая на готовую растаять Снегурочку из сказки, преобразилась: «Жизнь хлынула в неё, будто в открытый шлюз. Та прекрасная взрослая женщина, которую она, не подозревая об этом, носила в себе как обещание, вдруг проявилась и вошла в мир на правах хозяйки».
И вот тут у младшей сестры, наконец, появилось имя. Когда-то родители, бросив её на попечение старшей, не озаботились дать ей имя, а то случайное, которое потом чиновники написали в бумагах, так в бумагах и осталось. Но маленькая девочка Катя решительно и бесповоротно назвала её: мама Маша. И она, с пробудившимся в сердце материнством, обрела своё подлинное, неслучайно ещё за несколько поколений возникшее в их роду, предназначенное ей судьбою имя. Самое материнское из всех женских имён, потому что его носила Богоматерь: Мария.
И какие бы разрушительные события ни произошли потом, она всё же удержалась на краю гибели, потому что уже была собой, Марией. И потому, что её любил Алёша. И хранила преданная любовь сестры.
История Саньки и белого клоуна, которого все звали лёгким птичьим именем Скворец, – ещё одна история любви, сложной и прекрасной, похожей на сказку, в которой правды больше, чем в реальности…
Роман Натальи Ключарёвой написан удивительно. Авторское повествование совершенно незаметно переходит во внутренние, и при этом обращённые друг к другу, монологи героев. События настоящего времени легко соединяются с будущими воспоминаниями о них. И всё это образует воздушную, как будто из тёплого ветра созданную, ткань текста. К тому же оказывается, что реальная жизнь, вполне узнаваемая (особенно для ярославцев, поскольку действие происходит в нашем городе); так вот, эта самая жизнь, как выясняется из книги, во многом зависит от ангелов и совсем не чужда сказки. И в ней нет ничего случайного. И счастье, несмотря на печальные обстоятельства финала романа, должно быть. Потому что, как сказал Скворец: «Никто не обещал нам лёгкого счастья. Но и отменить его не может никто. Совсем никто».
Вот такая это книга – роман Натальи Ключарёвой «Счастье»: сплав реальности и мечты, иронии и сострадания, психологической точности и свободного дыхания сказки.
Приходите на вечер, чтобы встретиться с автором, Натальей Ключарёвой, и как говорится, из первых уст побольше узнать об этой книге.
Мы ждём вас в ярославской библиотеке имени Лермонтова в субботу, 25 ноября, в 16 часов.
До встречи!
Ирина Шихваргер, организатор вечера.