19 июня сотрудники Централизованной библиотечной системы города Ярославля побывали во втором по значению городе Ярославской области – Рыбинске. Эта поездка – из одной столицы в другую, из центра Золотого кольца – в столицу бурлаков и хлеба, — была организована профсоюзом ЦБС.
В этом году Рыбинск отмечает 950-летие. К юбилею город похорошел и преобразился, потому-то и было решено отправиться с традиционной профсоюзной поездкой именно сюда. К тому же, Рыбинск дал немало поэтов и писателей нашей стране; здесь родился поэт, создавший песню-гимн великой реке Волге – Лев Ошанин, и несколько лет назад ему установили памятник на набережной в Рыбинске. Сделан он не в обычной монументальной, а, скорее, в лирической манере: фигура поэта установлена без постамента, словно бы Ошанин шел куда-то по делам, да остановился, чтобы снова поглядеть на течение реки, как в песне: «гляжусь в тебя, Волга». Сотрудники библиотек не могли не зайти в гости к поэту. Здесь же была сделана и общая фотография на память о поездке.
Но сначала библиотекари отдали дань память истории города, посетив Рыбинский музей-заповедник. В программу осмотра входили две экскурсии: по картинной галерее и исторической экспозиции.
Рыбинск славится своей коллекцией живописи, которая на экспозиции дополнена также предметами интерьера, декоративными украшениями, посудой, статуэтками. Всё это прекрасно передает дух старины, погружая зрителя в атмосферу эпохи.
В коллекции есть как оригиналы, так и авторские копии работ известных мастеров живописи, местных художников; представлены разные жанры – от пейзажей до портретов, от натюрмортов до исторических сюжетов.
В ходе экскурсии сотрудники ЦБС узнали немало интересного. Например, что известный портрет Екатерины Второй работы Рокотова имеет, так сказать, двух авторов. Венценосной заказчице не понравилось, как ее изобразил шведский мастер Александр Рослин: старуха! И императрица приказала Федору Рокотову переписать портрет. Сохранив весь антураж шведского портрета, скопировав платье и интерьер, Рокотов заново написал лицо императрицы, изобразив её такой, какой она привыкла себя видеть.
Еще одна любопытная работа из коллекции — портрет княжны Давыдовой Анастасии Михайловны в детстве работы Николая Абхази. Это единственная точно атрибутированная картина абхазского мастера, интересная тем, что и модель, и художник – уроженцы Кавказа, что отразилось в запечатленных чертах лица девочки. Ну, и черта эпохи: отсутствие детской моды, отчего даже малышей писали в нарядах и прическах, как у взрослых.
К слову, картины были и в исторической экспозиции, только там они были не объектом внимания, а частью общего. Скажем, портрет городского головы купца Ф. И. Тюменева входил в обзор купеческого быта – а изображенная на портрете сабля как будто сошла с полотна и улеглась удобно на витрину перед картиной.
Рассказ об истории города начинался с глубокой древности, когда никаких людей еще не существовало, а по земле бродили динозавры. Хотя нет: вот тут, где нынче стоит Рыбинск, сухопутных ящеров как раз и не было. А вот морские – имелись, и их окаменелости находили прежде и находят сейчас археологи.
Но время шло, море то разливалось, то уходило, потом суша окончательно явилась над водами. И животный мир в этих местах стал богат и разнообразен. Насколько – смогли убедиться библиотекари в ходе осмотра коллекции.
А когда появился человек – стали появляться и следы его деятельности. Сперва – обработанные камни, кости, служившие орудиями труда; потом – уже предметы быта, следы поселений; еще позже – украшения, деньги, оружие, средства передвижения, архитектура, градостроительство.
От века к веку они становились совершеннее, человечество развивалось.
Появились письменность и книгопечатание — люди стали собирать книги. Родились библиотеки.
Все этапы развития цивилизации на примере истории Рыбинска были показаны посетителям музея. И многое из увиденного – в том числе и опыт сотрудников музея по организации экспозиции – был взят сотрудниками ЦБС на заметку: ведь и в библиотеках есть свои собрания интересных вещей, которые можно и нужно показывать людям. А как это правильно и интересно сделать – как раз и можно поучиться у музейщиков.
После посещения экспозиций была обзорная экскурсия по центральной части города – осмотр Красной площади, где находится здание Хлебной Биржи, в котором расположен музей, памятник В. И. Ленину, интересный своей зимней одеждой, обновленные фасады торговых заведений, выполненные в едином стиле…Затем сотрудники ЦБС прогулялись по набережной, где установлен не только памятник Льву Ошанину, с которого был начал наш рассказ, но и памятник бурлаку – ведь Рыбинск не зря называли столицей бурлаков, здесь много лет происходила перегрузка товаров с судов с большой осадкой на суда помельче.
Прогулялись библиотекари затем по улице Стоялой – на ней стояли и ждали работу бурлаки, потому улица так и называется. Здесь установлен бюст Федора Ушакова – о нем шел разговор во время экскурсии по музею, гид сообщила, что право считать себя родиной адмирала оспаривают два района области – Рыбинский и Тутаевский, а до некоторых пор считалось, что родился Федор Федорович и вовсе не на Ярославской земле. Но теперь точно известно: он – наш земляк, а уж где точно родился, пожалуй, не так и важно.
Один из самых примечательных сооружений города – Спасо-Преображенский собор, осмотр которого также входил в обзорную экскурсию. Добрались ярославские библиотекари и до памятника водопроводчику, установленного на территории Северного водоканала.
В завершение поездки сотрудники ЦБС посетили микрорайон ГЭС-14. Название звучит скучно и как-то по-промышленному; так и встают перед глазами унылые единообразные коробки, серость и запустение… Но это ошибочное впечатление! Вот уж воистину: не суди по названию книги, за скучной обложкой может скрываться потрясающе интересный мир. Так и тут.
Прежде всего, именно здесь, на территории поселка располагалось древнейшее городское поселение Усть-Шексна, впоследствии давшее начало поселению Рыбная слобода на правом берегу Волги и городу Рыбинску.
А сам поселок ГЭС построен был в конце 30-х годов XX века, причем строился не абы как. Его можно с полным правом назвать музеем под открытым небом.
Что здесь привлекает внимание? Прежде всего, строения самой гидроэлектростанции, расположенной недалеко от поселка, на водах Рыбинского моря – в 30-е годы даже такие промышленные объекты строили красиво. Природа этих мест и рукотворный водоем, в хорошую погоду поражающий своей бескрайней синевой. Застройка поселка, где дома выполнены по специальному проекту, видимо, разработанному специально для этого поселения; во всяком случае, подобных домов нигде более в Рыбинске нам не попадалось. И дома-то какие необычные: с большими лоджиями с фигурными балясинами, колоннами, фронтонами. Действительно, как написано в отзывах о поселке: уникальный архитектурный ансамбль сталинских времён.
Этот уголок Рыбинска до наших дней сохранил дух советского времени. Наверное, именно поэтому тут, в местном Доме культуры, был создан музей «Советская эпоха»: для экспозиции, по сути, было всё готово.
Посещение музея для многих стало путешествием в детство и молодость, ведь среди экспонатов – множество предметов, которые были в домах практически каждой советской семьи. Или знакомы по школе, детскому саду. Или были частью октябрятского и пионерского детства. Или… Словом, как будто машина времени стала реальностью! Сама атмосфера старого клуба тому способствовала. Не зря в этом здании частенько бывают кинематографисты – то один сериал снимут, то другой… Об этом, к слову, также рассказывают экспозиции. Например, в зрительном зале можно увидеть плакаты и афиши, которые остались после съемок сериала «Легавый»; одна из комнат здания служила кабинетом герою фильма, а сейчас в ней – типовой кабинет той эпохи.
Есть в музее и своя «нехорошая квартира» — экспозиция «Коммунальная квартира» с коридором (сразу приходит на память фильм «Покровские ворота») и комнатой, обставленной в духе того времени — к слову, одной из наиболее удобных в такого рода жилье…
И свой «Магазин», где можно увидеть предметы, которые были в торговых точках Советского Союза!
Музей знакомит с коллекцией часов времен СССР, телевизоров и радиоприемников – от самых первых до почти современных.
Много здесь и других предметов быта. Например, старые телефоны с дисковым набором или парикмахерские сушилки, которые знакомы многим по старым фильмам, – а кому-то и на собственном опыте. А вот детям и подросткам уже приходится объяснять и показывать, как ими пользоваться. Что и было проделано некоторыми экскурсантами с разрешения сотрудников музея. Да, экспозиция –интерактивная: многое разрешается потрогать руками. Или понюхать: некоторые экспонаты до сих пор хранят запах времени, в самом прямом смысле слова — это многочисленные флаконы духов, таких, как «Красная Москва», «Ландыш серебристый», «Юбилей» и другие.
Вспоминая СССР, нельзя не сказать и про книги, фильмы, мультики, которые создавались для девчонок и мальчишек. Этому удивительному миру посвящена отдельная экспозиция, в которой также нашлось место и рассказу об известных рыбинцах, причастных к искусству.
А на улице возле клуба расположился еще один объект осмотра – вагон-теплушка. В таких вагонах в далекие 30-е годы люди не только переезжали с места на место, но порой и жили. И считали, что не всё так плохо: есть стол, место для сна, печка, с помощью которой можно согреться и приготовить еду, крыша над головой. И даже не так уж тесно –в чем смогли убедиться сотрудники ЦБС.
Многие заключенные – а в этих местах располагался печально известный Волголаг, узники которого строили Рыбинскую ГЭС, жили в гораздо худших условиях. Одним из них был поэт Николай Якушев, бюст которого установлен около ДК, рядом с теплушкой.
А затем был путь домой – через Рыбинский мост, мимо дивной панорамы набережной с видом на собор, биржу и пристань, через деловой шум древнего города – в другой древний и вечно молодой город, родной Ярославль…
Елена Белова, сотрудник ЦБС.
P. S. В Доме культуры поселка ГЭС сотрудников библиотеки-филиала № 12 имени А. П. Чехова ждала неожиданная встреча.
Поднимаясь на третий этаж, они обнаружили на стене лестничной площадки портрет Антона Павловича Чехова! Конечно же, была сделана фотография на память.
К слову, на стенах лестниц, ведущих с этажа на этаж, расположились портреты и других классиков – Льва Толстого, Михаила Ломоносова… Но именно добрый гений Ярославской Чеховки как будто ждал своих – портрет словно улыбался в лучах света!