13 октября в Центральной модельной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова прошел Лермонтовский бал, которым, по традиции, завершаются Лермонтовские чтения.
В обновленную Лермонтовку пришли постоянные участники этого мероприятия – члены клуба исторического танца «Зазеркалье» и студии шотландского танца.
Вместе с гостями бала они вспоминали, как в прошлом проходили такие ассамблеи, если называть их в терминах эпохи Петра Первого, что на них танцевали, чем развлекались.
Но если «Зазеркалье» специализировалось на начале 19 века и более поздних временах, то мастера шотландского танца погрузили публику в более древнюю эпоху – ведь народный танец появился очень-очень давно.
Может быть, такие же коленца выдавал и Георг Лермонт и Томас Рифмач? Т Об этом история, увы, умалчивает. А вот сказать, что сам Михаил Юрьевич наверняка проходил в кадрили или полонезе с какой-нибудь барышней – можем с полной уверенностью. Вот и гостям предложили попробовать, так ли это легко – танцевать?
Полонез пошел довольно легко, а вот кадриль заставила приложить усилия.
Зато салонные игры – жмурки, веревочка – вызвали у участников прямо-таки бешеный восторг. Казалось, они и не устанут никогда. Но вот опять позвали танцевать – и игровая площадка снова превращается в танцпол.
В промежутках разгадывали викторину, отвечали на вопросы ведущей (в этой роли выступила директор Централизованной библиотечной системы города Ярославля Светлана Юрьевна Ахметдинова), фланировали по библиотеке, как по дворцу или богатому особняку– ведь после модернизации тут есть что посмотреть. И вновь возвращались в бальный зал.
Ну, а какой же бал без блестящих офицеров? Без гусаров, уланов, инфантерии, гвардейцев? Тем более, что, оказывается, была специальная форма – именно для таких случаев: на бал сходить, жениться, в театр выйти… В общем, на все парадные случаи жизни, кроме, собственно, боевых действий – для них имелась другая форма. Обо всем этом и многом другом рассказал Федор Николаевич Колпаков, член Российского военно-исторического общества и член Союза журналистов (Ярославль).
На Лермонтовских чтениях Федор Николаевич выступил с сообщением о русском военном костюме в Отечественную войну 1812 года, приведя в пример два образца формы. Ну, а на Лермонтовском балу военных костюмов было не два, а гораздо больше. И вышло уже целое повествование – практически театр одного актера: Федор Николаевич – человек увлеченный и знающий свое дело, а потому рассказывает, как песню поет!
Вот и гости Лермонтовского бала буквально заслушались. Интересно же узнать, почему гусары ментик на одном плече носили – оказывается, мундир был очень теплым, и так, на одно плечо, его накидывали в теплую погоду. Или – почему генералы шляпу надевали в ширину, а их адъютанты – вперед узкой частью? Что означало наличие пояса и бахромы на эполетах? Зачем у солдат в походном ранце был мел?
Об истории костюма нельзя говорить без рассказа о тех, кто его носил. А в ту эпоху люди были особые – ни себя не щадили, ни живота своего. И детей сызмальства приучали, что слава – это не для себя, а для того, чтобы тобою гордились и предки, и потомки. Не зря Лермонтов-то написал: «Да, были люди в наше время, не то что нынешнее племя! Богатыри! – не вы!…».
Федор Николаевич вспомнил Кутузова и Багратиона, Раевского и Давыдова, отметив, что та война для простого народа стала какой-то необыкновенной волей, равенством и братством: солдаты и офицеры вместе сидели у костра, вместе ходили в атаку, вместе погибали на поле боя – и вместе побеждали врага. И во все времена, если ради общего дела люди готовы были поступиться своими интересами, своим имуществом – своей кровью, так сказать, не обязательно в прямом смысле слова, то и победа обязательно приходила!
Вот таким выдался в этом году Лермонтовский бал. Нашлось на нем место и развлечениям, и серьезному разговору о патриотизме, литературе и истории. Гости и танцам отдали должное, и о высоком вспомнили.
Ну а в благодарность за помощь и поддержку всем, кто принимал участие в проведении Лермонтовского бала, организаторы вручили сертификаты участников и Почетные Грамоты Российского Лермонтовского Комитета.
Елена Белова, сотрудник ЦБС.