28 марта в Центральной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова прошла встреча «Феномен Маргариты Ваняшовой» памяти этого выдающегося филолога, литературоведа, театрального критика и исследователя, автора нескольких книг. Вечер приурочили к 80-летию М. Г. Ваняшовой, которое отмечалось 26 марта.
Открывая встречу, директор Централизованной библиотечной системы Светлана Ахметдинова напомнила главные факты из жизни Маргариты Георгиевны, представила презентацию из фотографий, которые в течение всего вечера не сходили с экрана, придавая эффект присутствия здесь, в зале Центральной библиотеки, самой Маргариты Георгиевны.
И казалось, что она вслушивается в то, что говорят о ней, и вот-вот ответит своим неподражаемым голосом…
Может быть, она таинственно усмехнулась бы на слова Валерия Кириллова, народного артиста России и художественного руководителя театра имени Ф. Г. Волкова, заметившего, что свои рецензии Маргарита Георгиевна, вероятно, подавала на подпись самому Федору Волкову. С основателем Первого Русского у нее были особые отношения: не зря же именно ей открылась тайна иконостаса в храме Николы Надеина, в резных фигурах которого она узнала Федора Григорьевича (об этом можно прочесть в журнале «Театр» №17, 2014 год ).
Может быть, прокомментировала бы речь-монолог (артист всегда артист, и выступление В. Кириллова на встрече было не просто сказано, но сыграно) с места, как ей это было свойственно на спектаклях Волковского, о чем вспоминали многие, имевшие честь посетить театр вместе с Маргаритой Георгиевной.
И наверняка бы задумчиво кивнула в ответ на слова, что тот момент, когда в тысячном зрительном зале вдруг остаешься один среди людей, наедине с Искусством, она не променяла бы ни на что.
Валерий Кириллов рассказывал о М. Ваняшовой как о театрале, театроведе, исследователе театра. О человеке, чье второе имя — Волковский театр. Он заметил, что Маргарита Георгиевна напоминала ему нашего великого земляка Леонида Собинова, с малолетства вхожего в театр и театр впитавшего, как губка.
— Оттого-то ему и было мало — просто петь. Надо было проникнуть в чужую судьбу. Вот и Маргарите Георгиевне было интересно: как эти люди на сцене загружают внутрь себя всё это, все эти роли. Она, словно медиум, стремилась познать, проникнуть в актерские, режиссерские тайны. И могла выйти за окоём — увидеть то, что неймет око. Она такая была одна.
А вот о другой грани личности Маргариты Ваняшовой — ее литературных талантах, написанных ею книгах, — рассказали Андрей Григорьев, заведующий литчастью Первого русского, и Михаил Нянковский, издатель и редактор нескольких книг М. Ваняшовой.
Андрей Григорьев познакомился с Маргаритой Георгиевной на журналистской ниве: она писала в газету «Северный край» статьи о культуре, среди которых были рецензии на спектакли, в том числе и в рамках фестивалей, проходивших в Ярославле.
— В день бывало по 2-3 постановки; и она успевала написать о каждой. Иногда мне казалось, что уж очень умно, и я говорил: тут подсократим, там почистим. Она — соглашалась. Доверяла… Надеюсь, я оправдал это доверие.
Умение Маргариты Ваняшовой — с ее-то авторитетом, опытом, багажом знаний и, честно скажем, непростым характером — прислушиваться к критике отмечал и Михаил Нянковский. Издатель говорит, что, кажется, знал Ваняшову всегда.
— Особенно мне не хватает теперь наших долгих-долгих разговоров обо всем. Какая у нее была эрудиция! В одной фразе могла охватить несколько эпох, видов искусства. Впрочем, для нее искусство было неделимо, это было одно великое ИСКУССТВО.
И даже ошибки, недочеты в ее текстах — от полета мысли, уверен М. Нянковский. В своих же рецензиях она стремилась прежде всего помочь, дать совет, чтобы всё было, как надо, чтобы актер «понимал, что он играет». Театром она жила.
— Она не успела выпустить в свет книгу, над которой работала, пожалуй, всю свою жизнь — это «Первый театр России». Мы до последнего общались, обсуждали, но… Она сказала мне: «Я вам доверяю» — доверяю закончить книгу. А доверие такого человека — это очень ответственно.
Михаил Нянковский отметил, что Маргарита Георгиевна умела влюбляться — но при этом не прощала предательства, не столько себя лично, сколько дела, и непорядочности. Особенно со стороны тех, кого она любила.
— Вспоминать ее грустно, но легко. И вспоминать ее — хочется.
Доцент Ярославского государственного педагогического университета имени Ушинского Лариса Ухова и профессор Ярославского государственного университета имени Демидова Любовь Антонова раскрыли перед слушателями Маргариту Георгиевну как педагога: ведь она много лет преподавала в ЯГПУ, а затем — в театральном институте.
— Наша дружба началась с конфликта, — так неожиданно начала свои воспоминания Лариса Ухова, доктор филологических наук, доцент кафедры теории коммуникации и рекламы. — Она ведь была очень темпераментная, даже — вспыльчивая, но при этом отходчивая. Любознательная, любопытствующая, настоящий новатор. Мне ее очень не хватает: она из тех людей, чье одно присутствие дает тебе ощущение спокойствия, понимание и уверенность в том, что всё нормально.
А Любовь Антонова не только работала, но и училась у Маргариты Георгиевны. И она вспоминала о своем педагоге немало любопытных деталей.
— Я помню ее фразы: «Как? Вы этого еще не знаете?!». Например, «Вы не смотрели «Зеркало» Тарковского?!». Вроде бы — ну, что ж такого? Но только не с ее учениками. Она ими гордилась, и они должны были быть самыми-самыми.
Ее характер, по словам Л. Антоновой, проявлялся и в быту. Она, например, водила мотоцикл, потом — машину.
— Мы как-то ей покупали в подарок мотоциклетный шлем. А она говорит: садитесь ко мне в коляску, я вас отвезу. Я — отказываться: нет-нет, в другой раз… Но разве ей откажешь? И вот самое яркое мое воспоминание: Маргарита Георгиевна за рулем, а я в коляске.
А если уж говорить о мелочах, то об этом лучше всего рассказали друзья и близкие люди — скульптор Елена Пасхина и доктор филологических наук Светлана Потапова.
Они отмечали среди прочего и женственность Маргариты Георгиевны, которая могла спросить: вам нравится моя новая блузка? Или — вы заметили: у меня новые бусы. И такие детали делают образ ученого планетарного масштаба ближе, проще, милее.
— Впрочем, о ней лучше всего говорят ее книги, — заметила Светлана Потапова. — Сейчас я перечитываю ее работы и поражаюсь масштабу личности и ума. Я не перестаю радоваться, что нам довелось общаться, что она меня выделяла. А без нее — брешь, пустота, открытая рана. Не думаю, что когда-то она затянется.
Дружила с М. Ваняшовой и скульптор Елена Пасхина, поддержавшая прозвучавшую на встрече идею увековечить память Маргариты Георгиевны.
— У меня есть эскизы ее портретов. Надеюсь, они всё-таки станут скульптурой.
Своими воспоминаниями поделились сотрудник Центральной библиотеки Ирина Шихваргер и заведующая библиотекой-филиалом №12 имени А. П. Чехова Валентина Викторова.
В Ярославской Чеховке хранится часть книжного собрания Маргариты Ваняшовой, и несколько книг, посвященных Лермонтову, в этот вечер передали в фонд Лермонтовской библиотеки. В. Викторова рассказала о том, что с Маргаритой Георгиевной Чеховка познакомилась в 2003 году, и с тех пор М. Ваняшова стала постоянным участником Чеховских дней, конференций, представляла в библиотеке свои книги.
— В 2003 году Маргарита Георгиевна выступала у нас с докладом о ярославском Чехове — Михаиле Павловиче, брате Антона Павловича. А несколько лет спустя у нас она познакомилась с Евгенией Филипповной Чеховой — ее муж был внуком того самого Михаила Павловича, и подружилась с ней. Вот такое скрещение судеб.
Библиотекари предложили всем, кто в этот вечер делился воспоминаниями, их записать — и, может быть, издать книгу о Маргарите Ваняшовой.
В завершение встречи были показаны фрагменты интервью с ней из передачи «Женщина в профиль», в котором Маргарита Георгиевна ответила на несколько очень трудных, но и очень важных вопросов. Например, в чем она видит счастье и хотела бы ли что-то изменить в своей жизни, доведись прожить ее заново. Так вот, на первый вопрос она ответила — любовь и работа, а на второй — что хотела бы стать тем же, кем и стала. Не изменять себе — в этом вся она, королева Марго, как иногда полушутя ее звали близкие, друзья и коллеги.
Елена Белова, сотрудник ЦБС.