12 октября, по давней и доброй традиции, которой уже 24 года, в Центральной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова открылись Лермонтовские чтения. Назвали их, как это делалось всегда, строкой из стихотворения поэта: «Есть сила благодатная…».
Это – цитата из стихотворения «Молитва», ставшего знаменитым романсом.
Именно его на открытии исполнили – к слову, уже не в первый раз — педагоги детской школы искусств имени Л. В. Собинова Михаил Алексеевич Горбунов и Елена Васильевна Прищепа.
Любое дело, начатое с молитвы, ладится и спорится. Вот уже зажжена Лермонтовская свеча, прозвучали приветствия от почетных гостей Чтений:
- депутата муниципалитета Анатолия Анатольевича Каширина, признавшегося, что часто бывает на Ставрополье и в лермонтовских местах;
- специалиста управления культуры мэрии города Ярославля Анжелы Валерьевны Глызиной;
- члена местного политсовета партии «Единая Россия» Сергея Борисовича Агафонова.
С приветственным словом к гостям форума обратилась и директор Централизованной библиотечной системы города Ярославля Светлана Юрьевна Ахметдинова.
Она поблагодарила всех гостей за многолетнее внимание к Лермонтовским Чтениям, напомнила о том, какие сувениры и памятные вещи, связанные с Лермонтовым и лермонтоведами за годы работы получала Центральная библиотека. Среди них – книги, картины, рисунки, скульптурные работы — копия памятника Лермонтову в Пятигорске, изготовленного нашим земляком Александром Опекушиным, барельеф, выполненный Адамом Шмидтом, бюст, сделанный Еленой Юговой.
— А в этом году нам в день памяти поэта, 27 июля, подарили портрет Михаила Юрьевича в очень необычной технике – вот он, на стене. Его автор, Евгений Нечаев, молодой художник, даст мастер-класс «Рисую Лермонтова» завтра, в пятницу. В этот день состоится и традиционный Лермонтовский бал, на который я приглашаю всех наших друзей и поклонников творчества Михаила Юрьевича.
Светлана Юрьевна отметила, что среди гостей немало тех, кто посетил Лермонтовские чтения впервые. И особенно ценно, что среди них – представитель рода Рыкачевых, гость из Санкт-Петербурга Андрей Геннадьевич Словохотов. Этот род связывает воедино Лермонтова, Достоевского и Ярославль. А как именно – об этом в свое время рассказывалось на Лермонтовских чтениях; все доклады и сообщения публиковались в сборниках.
Обзор тем форума был дан в подготовленном к мероприятию видеоролике. Из него гости узнали (или вспомнили, кто как) о людях, чьи имена связаны и с поэтом, и с нашим краем, о лермонтовском окружении, о роде и родственниках поэта.
Тему продолжило выступление Владимира Николаевича Соколова-Лермонтова, также – родственника Михаила Юрьевича. Его доклад «Лермонтовский Ставрополь» был посвящен городу, оставившему заметный след в биографии Михаила Юрьевича.
— Интересно, что «Героя нашего времени», действие которого происходит в Пятигорске, Лермонтов писал в Ставрополе. Как и «Песню про купца Калашникова», сюжет которого развивается в Москве в эпоху Ивана Грозного. Здесь были написаны и многие стихотворения.
Прозвучали стихотворения «Желание» и «Гроб Оссиана», в которых мы видим, как юный поэт стремится туда, «где цветут моих предков поля». Скорее всего, мальчик, мечтавший о Шотландии как родине предков, невольно видел в суровых горах Кавказа образы шотландских скал… Стоит ли удивляться, что Кавказ ощущался поэтом как вторая родина.
Владимир Николаевич затронул и очень интересный аспект – влияние морали, этикета, культурных норм того времени на толкование некоторых спорных вопросов лермонтоведения. Отвечая на вопрос из зала по поводу слухов о том, что Михаил Юрьевич может быть не сыном Юрия Петровича, Соколов-Лермонтов подчеркнул, что мы во многом судим о таких моментах с современной точки зрения.
— А этого делать нельзя. Надо понимать и учитывать, насколько тогда всё было строго с такими вопросами. Мужчина-дворянин, становясь отцом, подавал обращение в местное Дворянское собрание, где просил считать ребенка своим наследником. Он мог растить рожденного в браке, но не родного ребенка – всякое бывало, но вряд ли признал бы его наследником.
Владимир Николаевич в завершение своего выступления предложил посмотреть фотографии мест в Ставрополе, связанных с именем Лермонтова. Часть из них взяты на учет и имеют вполне ухоженный вид. Часть нуждается во внимании неравнодушных горожан и властей Ставрополя. Части грозит уничтожение, поскольку они не признаны памятниками культуры. А часть, к сожалению, осталась только на снимках.
Увы, но эпоха Лермонтова от нас отделена не только годами и десятилетиями, но и несколькими войнами, революциями, потрясениями смены строя. И спокойные времена бывают беспощадны к хрупкому миру вещей, а уж эпохи перемен… Впрочем, нужно быть благодарными уже за то, что хоть что-то сохранилось.
Как, например, следы нескольких аулов в Бештаугорье, на поиски которых пригласил гостей форума доклад «Лермонтовские мотивы Бештаугорья (от аула Бастунджи до колонии Каррас)» Екатерины Леонидовны Сосниной и Татьяны Николаевны Яналиной из государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова.
Кстати, гости из музея-заповедника приехали не с пустыми руками: они пополнили Лермонтовский фонд Центральной библиотеки Ярославля, подарив несколько издания музея.
Екатерина Леонидовна рассказала историю кавказских аулов Бастунджи и Аджи, а также места под названием Каррас, где в прошлом была колония шотландцев, а позже – немцев. Иногда Каррас называли Шотландкой, и поэт, грезивший Шотландией, не мог тут не побывать. Эти аулы стали прототипами селений в ранних поэмах Михаила Юрьевича «Аул Бастунджи», «Измаил-бей». В поэзии молодого Лермонтова запечатлены и события, происходившие в этих местах.
А затем Татьяна Николаевна предложила к просмотру видеосюжет о том, как сотрудники музея на местности искали следы аула Бастунджи. В этой работе им помогла книга французского путешественника Кемеля: ее нашли на одном из ресурсов. В этой книге была карта, к которой оказалась приложена линейка, правда, в качестве меры длины применялись французские лье, но всё равно – это позволило более предметно привязать к местности тот или иной объект и рассчитать расстояния. Вообще, в тех краях, как ни удивительно в 21-м веке, есть места, которые почти не изменились со времен Лермонтова. На одной из фотографий, вошедших в доклад Федора Николаевича Колпакова «Страницы биографии М. Ю. Лермонтова. Из опыта краеведческих исследований», даже электрических столбов нет, не говоря уже о других приметах цивилизации. А природа – она всё та же: достаточно сравнить рисунки поэта и фотографии, сделанные в наши дни.
Центром сообщения стала история села Донского, которое может похвастаться тем, что в нем бывали и Лермонтов, и Пушкин, и Чехов, и Суворов и многие другие известные люди.
Также Федор Николаевич представил книги, выпущенные в Ставрополье, откуда он сам родом; среди изданий – и работа авторства Ф. Н. Колпакова.
А вот книга, выпущенная в 19 веке, стала предметом исследования «Ярославская няня М. Ю. Лермонтова – Анна Максимовна Клюкина (правда и вымысел в рассказе М. Васильева «Наша бабушка Анна Максимовна») Григория Владимировича Красильникова, сотрудника государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н. А. Некрасова «Карабиха». Книга включала рассказ М. Васильева (настоящая фамилия — Клюкин) «Наша бабушка Анна Максимовна», в котором утверждается, что ярославна Анна Максимовна Клюкина была няней Михаила Юрьевича.
Григорий Владимирович проверил факты, изложенные в очерке, сверил их с документами эпохи и пришел вот к каким выводам.
— Многое в рассказе не соответствует реальности. Например, муж Клюкиной умер на 15 лет позже, чем пишет М. Васильев; на момент смерти, согласно рассказу, вдова осталась с 10-ю детьми. А на деле все «дети» были уже совершеннолетними, младшему было – 18 лет. Многие факты просто повторяют то, о чем писал Веневитинов.
Но, все-таки, признает Г. Красильников, некоторые моменты позволяют предположить, что такое могло быть.
В исповедных росписях села Туношна от 1816 года не указано, что А. Клюкина была на исповеди. То есть, возможно, ее в селе не было; эти росписи составлялись раз в год местным священником и в них входили списки жителей прихода. Причем, фиксировали человека, так сказать, «по месту прописки». Кроме того, росписей за 1817 не сохранилось.
Также известно, что в 1815 году у Анны Клюкиной родился и сразу же умер ребенок, так что она могла быть взята в качестве кормилицы.
— Скорее всего, рассказ М. Васильева — всё-таки выдумка, слишком большое художественное преувеличение. Однако есть вероятность, что это могло быть, но документально пока подтвердить этого мы не можем. Если же окажется, что Анна Клюкина действительно была няней Лермонтова, пусть и короткое время, значит, в лермонтовской летописи появится новая ярославская страничка.
Завершая первый день Лермонтовских чтений, председатель комиссии по социальной политике муниципалитета города Ярославля Михаил Александрович Маврычев отметил, что встречи в библиотеке, ставшей не так давно модельной – действительно праздник.
— Я желаю вам и впредь так же успешно работать на благо читателей и развитие культуры, — сказал Михаил Александрович.
Елена Белова, сотрудник ЦБС.