1, 4, 5 февраля для учащихся второго, седьмого, восьмого и десятого классов школы № 78 сотрудники библиотеки-филиала № 7 провели исторические часы «Всё это называется блокада» ко Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
За время одного урока ребятам рассказали про 900 дней обороны, голод и холод пережитые ленинградцами. У детей на глазах наворачивались слёзы. Узнали ребята что ярославцы принимали активное участие в помощи жителям Ленинграда и во время блокады, и после окончания войны. Презентация сопровождалась видеороликами, чтением воспоминаний очевидцев и художественных рассказов.
3, 6, 7 февраля для младших классов 73 школы прошли два экологических часа «Покормите птиц зимой». Юные читатели узнали, зачем нужно подкармливать птиц в зимнее время. Библиотекари рассказали ребятам, какие бывают кормушки и как их сделать, чем можно подкармливать птиц, а чем — нельзя. С интересом слушали чтение рассказа В. Чаплиной «Крылатый будильник». Внимание ребят привлекла выставка книг о зимующих птицах. В завершении встречи школьники посмотрели мультфильм «Фиксики. Кормушка».
4 февраля для детей и их родителей прошёл познавательный час «За здоровьем вприпрыжку». Ребята узнали о правилах здорового образа жизни. В этом им помогали персонажи мультфильма «Смешарики». Мультгерои подготовили тематические загадки, познавательные задания, весёлые игры. Ребята выполнили самомассаж ушек, сделали зарядку и с удовольствием посмотрели мультфильмы серии «Азбука здоровья».
4 и 19 февраля для начальных классов 73 и 78 школ состоялась игровая программа «В наше время невозможно жить без азбуки дорожной». Юные читатели повторили основные правила поведения на дороге, посмотрели видеоуроки «Уроки тетушки Совы. Дорога и ее составляющие части». Ребята узнали, что дорожные знаки бывают запрещающие, предупреждающие и предписывающие, повторили, что означают некоторые знаки. Школьники закрепили свои знания, отвечая на вопросы светофора и принимая участие в викторине по дорожным знакам.
4, 5, 6, 10, 12, 13 и 14 февраля для учащихся младших классов классов школ 73 и 78 в рамках Дня памяти юного героя-антифашиста проведены часы памяти «Маленькие герои большой войны». Юные читатели узнали о том, что в Великой Отечественной войне сражались не только взрослые, но и дети, мальчишки и девчонки, такие же, как и они. Маленькие герои совершали свои подвиги в тылу и на боевых позициях. Имена многих из них прозвучали в нашем читальном зале. По завершении встречи ребята познакомились с книжной выставкой «Маленькие герои большой войны».
5 февраля для детей детского сада № 42 состоялся библиоурок «Как пройти в библиотеку, зачем туда идти?». Знакомство с библиотекой началось с просмотра видеоклипа «Маленькая страна», ведь библиотека — это как маленькая страна, где живет огромное количество разных книг. Ребята совершили экскурсию по библиотеке. Узнали, что такое абонемент и читальный зал. Библиотекари рассказали о правилах поведения в библиотеке и правилах обращения с книгой. Интересно было пройтись по фонду и узнать, как много разных книг живет в библиотеке и что у каждой книги есть свое место на полке — свой домик, где она живет. С радостью сделав физкультминутку, ребята отвечали на вопросы викторины по сказкам.
5 февраля для детей 33 детского сада и 2 класса 73 школы состоялось литературное путешествие «Решили очень срочно про город рассказать «Цветочный» Н. Носов». Ребята познакомились с биографией писателя. Школьники активно принимали участие в обсуждении рассказов «Тук-тук-тук», «Бенгальские огни», «Огородники». Понравился ребятам рассказ «Саша», с интересом читали его по ролям. Дошкольники отгадывали произведения Носова по картинкам и отрывкам из рассказов. Привлекла внимание юных читателей выставка книг Н. Носова. Отличного настроения ребятам добавил просмотр мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса».
6 февраля для 5 «в» класса школы № 78 состоялся литературный час «Уральский сказочник П. Бажов». Павел Петрович Бажов говорил: «Запас образов и сюжетов уральского рабочего творчества у меня был с детских лет…». По профессии он был учителем русского языка. Каждый год во время школьных каникул странствовал молодой учитель по Уралу, беседовал с простыми людьми. В свою записную книжку постоянно заносил словечки и речевые обороты, передающие характерные черты быта, психологии уральских горнозаводских рабочих.
Школьники познакомились с биографией писателя, виртуально побывали в доме-музее писателя в городе Екатеринбурге, прослушали и обсудили сказ «Медной горы хозяйка», посмотрели мультфильм «Серебряное копытце».
6 февраля с историческим портретом адмирала Ушакова «Жизнь — Родине, Душа – Богу!» познакомились посетители социального центра. Великий адмирал Российского флота Федор Ушаков — один из ревностных служителей Отечеству и народу Божиему. Он явил собою великий пример воинской доблести и христианского благочестия. Это не случайно, так как с детства у него был пример родного дяди — преподобного Феодора. «Благодаря Богу», как неизменно любил говорить адмирал, он не только не потерпел ни одного поражения, не потерял при этом ни единого корабля, ни один из его подчиненных в плен вражеский взят не был. Сила его христианского духа проявилась не только славными победами в боях за Отечество, но и в великом милосердии, которое изумляло даже его врагов. Не случайно, уже в наши дни, Русская Православная Церковь причислила его к общецерковным святым в лике праведных.
7 февраля в социальном центре продолжили узнавать биографию нашего земляка адмирала Ф. Ушакова. «Непобедимый адмирал» — из презентации, дополненной обзором книг, слушатели узнали о его многочисленных победах. О его пяти блистательных победах посмотрели фрагменты художественно фильма 1953 г. «Адмирал Ушаков».
6 февраля с учениками 2 «а» класса 78 школы проведён час творчества «В гостях у мастеров народных промыслов». Детям рассказали о народных промыслах России, о традициях и особенностях каждого из них. Школьники смогли почувствовать себя народными умельцами, раскрашивая шаблоны хохломских цветов, дымковской игрушки.
7 февраля для 5 класса 73 школы прошел библиоурок «На что похоже это здание? Вот вам библиозадание». Ребята совершили виртуальное путешествие по всему миру, узнали о самых необычных библиотеках мира. Также ребята совершили экскурсию по нашей библиотеке, познакомились с ее историей.
11, 13, 14 февраля для младших классов 78 и 73 школ прошел экологический час «Лесные полянки Виталия Бианки». Ребята познакомились с жизнью и творчеством писателя. Были прочитаны и обсуждены рассказы «Первая охота», «Хвосты». Библиотекари познакомили юных читателей с «Лесной газетой», прочитали отрывки из книги. Завершилась встреча просмотром и обсуждением мультфильма «Как муравьишка домой спешил».
11 и 13 февраля для 4-х классов школы № 73 прошло историческое исследование «Как Ушаков стал Ушак-пашой». Дети узнали о жизни прославленного флотоводца конца 18 столетия, нашего земляка, уроженца Романовского уезда Ярославской губернии Фёдора Ушакова. Ребятам рассказали, почему турки прозвали его Ушак-паша. Ещё о том, что прославился адмирал тем, что не только не проиграл ни одного сражения, но за всю боевую жизнь не потерял ни одного корабля. Ушаков был заботливым, добрым и отзывчивым человеком. В наши дни память о великом флотоводце увековечена орденом, памятниками, названиями улиц и географических объектов.
12 и 14 февраля к Дню безопасного интернета для учащихся 3-х классов школы № 73 и 5 «а» класса школы № 78 проведён информационный час «Интернет – друг или враг?». Школьникам рассказали о пользе интернета, о том, какие опасности их подстерегают во всемирной паутине, как обезопасить свою страницу в социальной сети, о полезных сайтах для детей. В заключении дети посмотрели мультфильмы «Интернет-зависимость» и «Фикси-советы. Осторожней в интернете!».
13 февраля в литературно-музыкальной гостиной социального центра прозвучала композиция «Быть знаменитым некрасиво», к 130-летию Б. Л. Пастернака. Быть поэтом – это не занятие, не увлечение и не профессия, поэзия – это судьба, которая сама выбирает. Судьба выбрала Пастернака и не ошиблась. О его непростой судьбе и творческом пути узнали слушатели, посмотрели видео песен на его стихи, даже сравнили трактовку песни «Мело, мело…» в исполнении А. Пугачевой и Н. Носкова, познакомились экранизациями его знаменитого романа «Доктор Живаго».
14, 21 февраля для учеников девятых классов школы № 78 прошло два литературных часа «Божье благословение. И. Баринова». Школьников познакомили с творчеством ярославской поэтессы Ирины Евгеньевны Бариновой, поэта высочайшего художественного уровня. Её творчество наполнено светом и теплом, чистотой и ясностью, искренностью. Не случайно ее стихи привлекали композиторов. Более двадцати её стихов стали песнями. Дети узнали, что творческая судьба поэтессы была непростая: немало в ней взлётов и падений, увлечений и разочарований. Поэзия её всегда обращена к любви, добру и справедливости. Дети с большим вниманием слушали стихи Ирины Бариновой, узнали, что писательница была гостьей нашей библиотеки в 2002 году.
14 февраля в литературно-музыкальной гостиной социального центра прошла встреча с песней-легендой «Смуглянка». Наверняка большинству молодых людей песня «Смуглянка» знакома по замечательному фильму «В бой идут одни старики» (1973). Но меломаны со стажем знают, что композиция была написана задолго до выхода на экраны военной драмы режиссера Леонида Быкова. Вместе со слушателями вспомнили историю этого популярного музыкального произведения, посмотрели фрагменты фильма, видеозаписи этой песни в исполнении популярных певцов.
18 февраля для учащихся 1 «б» класса школы № 73 состоялась литературная игра «По следам лягушки-путешественницы». Дети узнали, кто же сочинил такую необычную сказку про необычную лягушку, которая была не только любительницей путешествий, а вдобавок необыкновенной фантазеркой. А кем еще она была, дети сами решили, когда посмотрели мультфильм по этой сказке, прослушали чтение отрывков сказки, отгадали загадки про лягушек, узнали, в каких сказках есть лягушки.
19, 20 и 21 февраля для учащихся 3 «а», 3 «б» , 4 «а» классов школы № 73 состоялись библиоуроки «Русской речи государь по прозванию словарь» в рамках Международного дня родного языка. Детям объяснили, что такое словарь, какие виды словарей существуют, кто такие лексикографы. Школьники с интересом выполняли задания разной степени сложности, научились пользоваться словарями, поняли их важность и необходимость.
20 февраля в социальном центре состоялась фольклорная программа «Праздник вкусного блина, приближается весна!», которая приблизила слушателей к любимому народному празднику, ставшему одним из брендов нашего города — Масленице. Как отмечали ярославцы Масленицу раньше и какие традиции, неожиданные факты, обряды перешли в сегодняшний день, узнали слушатели. А также просмотрели видео масляничных песен и народных гуляний.
20 февраля для учащихся седьмого класса школы № 78 прошёл час исторической памяти «Помнить, забыть нельзя!». Выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель Януш Корчак в 1923 году написал сказку «Король Матиуш Первый». Эту сказку стоит прочитать тем, кто её не читал, и перечитать, тем, кто уже прочёл. Вроде бы сказка, написана для детей, но это сложное недетское чтение. Своей жизнью, творчеством, выдающимися книгами «Как любить ребёнка», «Право ребёнка на уважение» он убеждал о необходимости беречь детей, для него «дети — это тоже люди, только маленькие».
Януш Корчак совершил свой последний подвиг — самопожертвования в 1942 году, погибнув вместе с детьми из сиротского дома в концлагере. Это были одни из жертв Холокоста, в ходе которого погибло более 6 миллионов человек, взрослых и детей, за каждым из них живые люди, их судьбой, с их оборванной жизнью. Эта сложная тема, о которой трудно говорить, особенно для детей.
«Звезда упала, и прервалась чья-то жизнь.
Не просто чья-то жизнь, а жизнь ребёнка!
Совсем недавно он смеялся звонко —
Теперь же в небесах лишь след его парит».
О страшных событиях Холокоста, одной из самых известных трагедий XX века рассказали школьникам, чтобы знали, чтобы помнили:
«Для того, чтобы ясному солнцу над детством сиять,
Постарайтесь, друзья, добрым делом свой день начинать».
21 февраля для учащихся 5 «а» класса школы № 78 состоялся диалог «Моя речь – мое зеркало» в рамках Международного дня родного языка. Участники диалога выяснили, что такое культура речи, какая речь может называться правильной, о том, почему о воспитанности человека мы судим по его речи. Тест «Сколько слов в вашем лексиконе?» показал, как мы умеем пользоваться многообразием нашего языка.
25 февраля для учащихся 1 «б» класса школы № 78, 28 февраля для учащихся 3«б» класса школы №73, прошли познавательные мастер-классы «Кукла-Масленица», на которых дети не только научились делать масленички, но и узнали историю этой народной тряпичной обрядовой куклы «Домашняя Масленица». Узнали дети, где надо ее «поселить», на каком месте, на какое время, о том, чем домашняя масленица, или как ее еще называют «дочкой масленицы, отличается от главного чучела, Дети узнали: из чего можно сделать масленичную куклу, какие правила необходимо выполнять и почему необходимо иметь хорошее настроение. Сделали дети куклы, у каждого своя, на других не похожая, с разным нарядом, но все красивые, потому что своими руками.
«Будем знать теперь они,
В чем секреты старины».
26 февраля познавательный фольклорный час «Ах, сударыня наша, Масленица!» прошел для учащихся 3 «б» класса школы № 73.
«Внимание! Внимание!
Весёлое гуляние!
Собирайтесь скорее, дети!
Видите, Масленица к нам идёт!»
Масленица – один из самых любимых праздников русского народа, самый весёлый, разгульный. Ребята узнали, почему именно блинами принято было угощаться на Масленицу. Русские люди ели много блинов на Масленицу, да сами над собой подшучивали, много весёлых поговорок о блинах сложили, а какие, узнали дети из книжек на выставке. Узнали почему Масленицу называли честной, весёлой, величают её «Боярыней-Масленицей», «Госпожой-Масленицей», почему с ней разговаривали как с живым существом, посмотрели мультфильм про Масленицу.
29 февраля для учащихся девятого класса школы № 73 прошёл литературный час «Несущий Родину в себе», посвящённый столетнему юбилею Ф. Абрамова. Не случайно наше мероприятие началось с рассказа о выступлении в нашей библиотеке сказочницы Анны Мулиин, потому что она, как и писатель Ф. Абрамов, родом из Пинежья, Поморской земли — уникальном, самобытном, неповторимом месте России. Как писал Ф. Абрамов, на этой земле «удивительным образом уживаются святая старина, бревенчатые мавзолеи и современность». «Писатель-деревенщик» — как несколько пренебрежительно называли его тему, в которой он писал. А увековечил он в своих произведениях родную землю, русскую северную деревню, её прекрасных жителей, их живые, яркие, прекрасные характеры. А его персонажи учат любви, искренности, милосердию, верности, душевности, уважению к ближнему и труду.
Школьников познакомили с жизнью и творчеством писателя автор романов, повестей, рассказов, очерков, заметок, публикаций. Всё было в его жизни: безотцовщина, тягости и радости крестьянского труда, беды коллективизации, война, послевоенный голод и разруха, наивная романтика и прозрение. Он всегда был переполнен заботами и думами о России, народе, человеке. Всю жизнь он искал пути и способы возрождения крестьянского хозяйства, запущенных земель, покинутых деревень. Дети прослушали и обсудили рассказы «О чём плачут лошади», «Валенки», прочитали его наказ своим молодым читателям:
«Что вам пожелать напоследок? Крепкого здоровья и жизнелюбия и самое главное — взрастить в себе человека-гражданина, способного всю жизнь стоять на страже добра и справедливости, на страже красоты природы и красоты человеческой души».