Взлеты, триумфы, опала, возвращение на Родину – все это было в его жизни.
Одному из ярких и талантливейших реформаторов российского театра, нашему земляку, был посвящен арт-час в социально–реабилитационном центре.
Не случайно заведующая библиотекой–филиалом №7 Татьяна Николаевна Кузнецова связала рассказ о жизни нашего земляка Юрия Любимова с историей нашей страны. Действительно, перипетии судеб его семьи, его самого — как отражение трагического периода нашей страны.
Революция, разорившая их зажиточную, но работящую, купеческую, но образованную семью. Политика НЭПА, давшая им надежду на восстановление прежнего уклада жизни, репрессии, коснувшиеся всех членов семьи. А сам Юрий, несмотря на то, что из–за своего происхождения был лишен всех гражданских прав, прошел путь от «лишенца» до советского и российского театрального и оперного режиссера, стал создателем и художественным руководителем легендарного, культового Театра на Таганке.
В 1935 году 18-летний Юрий Любимов впервые вышел на подмостки. Так началась его творческая биография.
В 1940 году после окончания училища Любимов был призван в армию. Во время войны он служил в Ансамбле песни и пляски НКВД, они выступали порой даже на передовой. Любимов был в роли конферансье, читал поэмы и разыгрывал интермедии, написанные солдатом Николаем Эрдманом, советским драматургом, поэтом, киносценаристом, будущим лауреатом Сталинской премии второй степени (1951). В будущем, среди автографов в кабинете режиссера Любимова, будет один, посвященный военному времени от Сергея Юткевича, режиссёра театра и кино, занимавшего тогда должность главного режиссёра Ансамбля песни и пляски НКВД: «Юра, не зря мы с тобой восемь лет плясали в органах! Сергей Юткевич».
После демобилизации Любимов вернулся в Театр им. Е. Вахтангова.
Вспоминает поэт Андрей Вознесенский «Юрий Петрович был первым героем-любовником Театра Вахтангова, среди ролей Любимова были Сирано, Треплев, Моцарт… Любимов часто играл в кино — в фильмах Г. Александрова, Г. Козинцева, И. Пырьева, М. Жарова, Н. Кошеверова, А. Птушко, С. Юткевича, А. Эфроса и других мастеров. Эффектная внешность, пластичность, обаяние таланта привлекало его театральных и «киношных» почитателей.
Режиссерский дебют состоялся в 1959-м. Юрий Петрович поставил спектакль «Много ли человеку надо». Его позвали преподавать в «Щуке». Здесь он, подобрав актеров из учащихся, поставил пьесу «Добрый человек из Сезуана». Спектакль получился революционным, и если бы не протекция влиятельных персон во власти, его сняли бы с репертуара.
Юрию Любимову предложили возглавить столичный Театр драмы и комедии на Таганской площади, который находился в то время в упадке. За пару лет режиссер переломил ситуацию, превратив «Таганку», как его теперь называли театралы, в ведущий театр. А спектакль «Гамлет» (1971) с Владимиром Высоцким давно уже стал театральной легендой.
В 1984-м Юрий Любимов, будучи на гастролях в Лондоне, узнал о лишении гражданства. Гражданство опальному режиссеру предоставил Израиль. Семь лет Юрий Любимов работал за рубежом, переезжая из Австрии в Англию, оттуда в Америку, Италию и Швецию. Мастеру рукоплескали театралы Европы и США.
В Россию мэтр вернулся триумфатором и до глубокой старости – 97 лет – непрерывно творил. А в памяти остаются его фильмы, отрывок одного из них «Беспокойное хозяйство» мы просмотрели и вспомнили, посмотрели и прослушали песню о Париже из этого же фильма
Несмотря на то, что песню исполнил популярный певец Георгий Виноградов, так органичен, естественен и потрясающе хорош Юрий Любимов в роли французского летчика эскадрильи «Нормандия — Неман». Юрий Любимов — человек эпохи, но и сам эпоха, который всегда был свободным.