11 января в библиотеке-филиале № 2 состоялась презентация книжной выставки «Заповедные зоны России» ко Дню заповедников и национальных парков.
Смотря на карту размещения заповедников России видим, что заповедники имеются во всех природных зонах нашей страны от тундры и тайги до пустыни гор юга России.Размеры заповедных территорий очень различны: существуют маленькие заповедники и очень крупные. Каждый заповедник имеет свои природные особенности. В них сохраняют и изучают весь природный комплекс. Но в тоже время особое внимание уделяют редким и исчезающим видам животных и растений, а также особым природным образованиям (геологическим разрезам, пещерам, скалам, водопадам, вулканам, гейзерам и т. д.). Помимо заповедников, в нашей стране имеется много других форм охраняемых территорий. Это памятники природы, национальные парки, заказники, музеи-заповедники. Заповедная территория навечно изъята из хозяйственного пользования. Она предназначена быть эталоном, образцом природы той зоны, где расположен заповедник. Система заповедников неуклонно развивается, их число с каждым годом увеличивается. Сохранение природной среды и разумная охрана природы – одна из острейших проблем стоящих перед человечеством, особенно теперь в начале третьего тысячелетия. Никто не вправе злоупотреблять дарами природы, губить ее богатство. Забота о природе – это забота человека о себе. Отношение человека к природе становится нравственным мерилом для каждого человека от мала до велика, школой воспитания патриотизма, благородства, доброты, чувства прекрасного. На нашей небольшой книжной выставке читатели познакомились только с некоторыми заповедниками нашей страны: Воронежский заповедник, Беловежская пуща, Тигровая балка, памятники природы Байкала, то, что есть у нас в фонде. Заповедники – образцы нетронутой дикой природы, по праву называются природными лабораториями. Они особенно нужны нам сейчас, когда мы должны понять причины изменения природной среды под влиянием деятельности человека и отыскать пути бережного и разумного использования его богатства. В заповедниках живая природа должна находиться в полной неприкосновенности. Ведь природа нужна не только нам, но и будущим поколениям.
15 января состоялся обзор книжной выставки «Он честно искал правду» к 155-летию со дня рождения русского прозаика, литературоведа В. В. Вересаева.
В ряду известных художников слова начала ХХ века, имя писателя Вересаева занимает в сознании большинства интересующихся его творчеством особое и почетное место. Настоящая фамилия В. В. Вересаева – Смидович. Отец Викентий Игнатьевич Смидович работал земским врачом, являлся основателем Тульской городской больницы и санитарной комиссии, а также одним из создателей Общества тульских врачей. Его отец и мать были ценителями художественной литературы, любовь к которой передалась будущему писателю уже в детстве. В этой семье было много детей, и все они получили прекрасное образование, вначале домашнее, а потом гимназическое. Мать Елизавета Павловна воспитала восьмерых детей в строго православном духе, организовала у себя в доме первый в Туле детский сад. В Туле и Тульской губернии прошли детские и юношеские годы писателя. Закончив Тульскую, классическую гимназию Вересаев поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Он начал писать еще в гимназические годы, когда потерпели крушение и утратили свою обаятельную силу идеалы народничества, а в жизнь стало упорно внедряться марксистское мировоззрение. Вересаев был современником Л. Толстого и А. Чехова, И. Бунина и А. Куприна, Л. Андреева и М. Волошина. «Бешеный ход истории» стремительно увлекал его, порой выбрасывая из колеи. Надежды и досадные заблуждения и то и другое было пережито и получило отражение в творчестве. Еще летом 1890 года Вересаев посетил один из рудников г. Юзовки (ныне Донецк), где наблюдал каторжные условия труда шахтеров. В 1892 году он приезжает сюда вторично – на этот раз в связи с эпидемией холеры. Все увиденное он описал в цикле рассказов «Подземное царство». «Способность к подлинной искренности, правдивой и целомудренной – великий и очень редкий дар», — справедливо замечал Викентий Викентьевич Вересаев. 16 января талантливому русскому прозаику, литературоведу и поэту-переводчику, который, по словам Александра Серафимовича «не произнес в своих писаниях ни одного лукавого, неверного слова», — исполнилось 155 лет со дня рождения. Почти забытый сегодня, он всколыхнул человеческий муравейник в самом начале ХХ столетия, когда вышли его предельно честные «Записки врача», предвосхитившие широко известный «медицинский цикл» Булгакова. Лауреат Сталинской премии, выпускник Дерптского университета, сверхштатный ординатор Петербургской Барачной больницы заявил о себе на всю Россию.
25 января состоялось представление иллюстративной выставки настроения и памяти «Великий пейзажист России» к 190-летию со дня рождения И. И. Шишкина.
Судьба этого замечательного художника, певца родной природы складывалась с детства на редкость благополучно. Его увлечению живописью радовались в семье, а в гимназии даже и одноклассники, и педагоги стали увлекаться рисованием родных пейзажей. Он закончил один из лучших художественных вузов Москвы, в Петербурге в Академии Художеств занимается у лучших, знаменитых пейзажистов. После получения за пейзажи Валаама золотой медали он три года провел за границей, где все время вспоминал родные края и тосковал по России, записав в дневнике «…зачем я здесь, отчего я не в России, я ее так люблю!». Он становится европейской знаменитостью, но с большой радостью возвращается домой, в «пору полного счастья», Шишкин дружит с Саврасовым, Левитаном, Крамским, он, наконец, влюблен! Его избранница сестра лучшего друга, юного художника Федора Васильева. Скоро Шишкин сближается с передвижниками и становится лучшим из них. Его дивные пейзажи – поля, небеса, деревья нравятся всем, ведь в каждом из его созданий звучит тема единения человека с хрупким, но совершенным миром самого древнего на Земле Евангелия – живой природы. Леса, поля его не пустые, они полны невидимых шагов, светятся звериными глазами, населены белками, медвежатами… Природа помогает и самому художнику выстоять в трагических обстоятельствах, когда умирают один за одним отец, нежно любимая жена, два обожаемых сына, а скоро и вторая супруга. Но он продолжал работать, считая, «… нечего ждать пресловутого вдохновения… Вдохновение — это сама работа!», 20 марта 1898 года великий русский живописец, равных которому мало, скоропостижно скончался сидя за мольбертом, оставив нам незавершенную картину «Лесное царство». Библиотека с любовью и признательностью к Ивану Ивановичу Шишкину приглашает вспомнить его картины, прочесть литературу о его судьбе и творчестве.
27 января беседа у книжной выставки «Непокоренный Ленинград» ко Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
О самом жестоком, бесчеловечном и голодном периоде войны известно сегодня немало. Но каждый год из писем, хроник, руин и подвалов всплывают полузабытые или вовсе неизвестные факты и документы. Немцы называли Ленинград «городом мертвых». Однако сила духа людей, которые на 872 дня оказались зажаты в блокадное кольцо, превзошла все возможные ожидания противника. Несмотря на голод, холод и многочисленные потери Ленинградцы продолжали жить, в том числе и культурной жизнью. 18 октября 1942 года в помещении Театра комедии на Невском проспекте открылся новый театр «Городской». Однако среди жителей это безликое название не прижилось, а театр в народе прозвали «Блокадным» Первым спектаклем стала постановка «Русские люди» по пьесе Константина Симонова. Его отыграли более 60 раз. Потом был «Фронт» Александра Корнейчука, «Нашествие» Леонида Леонова, «Жди меня» Константина Симонова и много других. В 1944 году театр переименован в Ленинградский драматический театр, в 1959 году ему присвоили знакомое каждому жителю города название Театр имени В. Ф. Комиссаржевской. Кажется невероятно, что в сентябре 1942 года группа Ленинградских художников отправились в Москву на выставку – отчет о своей работе в боевых условиях. Путь в Москву занял 5 дней. Выставка состоялась 4 октября 1942 года в залах Государственного музея им. А. С. Пушкина и прошла с огромным успехом. 7-я «Ленинградская» симфония Шостаковича считается музыкальным символом Блокады. Ее исполнение в блокадном городе 9 августа 1942 года стало своеобразным вызовом врагам, окружившим город. По воспоминаниям музыкантов, в зале сидели люди в платьях и костюмах, которые были слишком велики для истощенных людей, голодавших уже почти год «Город выжил, потому что жил». Работал зоопарк, проводились матчи по футболу. Не работал водопровод, не было электричества, но работали музеи и библиотеки. До сих пор неизвестно точно, сколько жителей Ленинграда умерло в блокаду от голода, холода, обстрелов и бомбежек. Но Ленинград не сдался.
28 января обзор выставки произведений, литературы о творчестве «Счастливый дар Валентина Катаева» к 125-летию со дня рождения писателя.
Практически каждый из нас в школе, в юношеские годы с удовольствием читал «Сын полка», «Белеет парус одинокий», а став постарше « Алмазный мой венец», «Святой колодец», «Траву забвения»… Валентин Петрович оставил нам 130 своих произведений: это и стихи, и повести, и воспоминания. Он прожил долгую, бурную, насыщенную самыми разными событиями жизнь: с 9 лет сочинял стихи, добровольцем, в 1915 году, ушел на фронт, был награжден за храбрость двумя Георгиевскими крестами! После 1920 года воевал уже за большевиков в Красной армии… Современники отмечали и его несомненный талант и активную гражданскую позицию: Катаев мог как осуждать многих соратников по перу и также страстно защищать обижаемых. Он основал и много лет руководил журналом «Юность». Произведения Валентина Катаева не забыты, они с удовольствием читаются и сегодня.