2 марта «Наркомания – битва продолжается» — книжная выставка-предостережение (к Международному дню борьбы с наркоманией)
Представленная библиотекой литература выставки призвана еще раз напомнить нашим читателям, их семьям, друзьям самых разных возрастов о той страшной беде – болезни, в которую они могут быть вроде бы и не навязчиво вовлечены. Мы представили книги, журналы с наиболее полезными, злободневными советами как распознать пристающих к молодежи токсикоманов, что делать срочно, если беда уже пришла в дом, куда и как обратиться за помощью. Очень надеемся, что помощь библиотеки может оказаться и полезной, а главное – своевременной, и не только нашим читателям.
4 марта «Книга – лучший друг». Сетевая акция «Читаем вместе, читаем вслух», к всемирному дню чтения вслух.
В этот солнечный день в библиотеке состоялась акция «Читаем вместе, читаем вслух» Посвящена она была русскому поэту Николаю Алексеевичу Некрасову, которому в этом году юбилейная дата, дата огромного значения, 200-летию со дня рождения. Ярославская земля сыграла особую роль в жизни Н. А. Некрасова. На этой земле он вырос, отсюда вышел в жизнь, здесь создавал произведения, которые вошли в золотой фонд отечественной литературы. Лучшие свои стихи он посвятил Родине и народу. До глубины души он русский. В нем вся боль русской земли, бесконечное раздолье русских полей неповторимая красота русской женщины За что мы чтим Некрасова, благодарны за что ему. Он дорог нам своим замечательным поэтическим талантом, отданным на службу народу, дорог тем, что всегда в своем творчестве оставался патриотом, горячо любившим свою Родину, свой народ. Его герои неотделимы от народа и часто сами являются его представителями. Народная жизнь – основа их моральной силы, стойкости, мужества. Ну а в этот день наши читатели слушали стихи Н.А. Некрасова в исполнении библиотекарей Стихи мои! Свидетели живые…», «Праздник жизни – молодости годы…», «Родина» отрывки из поэмы «Мать». Читали и читатели, в их исполнении прозвучали под сводами нашей библиотеки стихи «Дома – лучше!», «На Волге», «Тишина», «Огородник», «Крестьянские дети» Наш Некрасов остается с нами. Живой родник его поэзии еще долго будет бить из книг, необходимый нашему сердцу и уму.
5 марта «Мудрый ревнитель земель родных» — презентация книжной выставки-посвящения дням Ярослава Мудрого
Будучи одним из 12 сыновей князя Владимира, не самым старшим, да еще и рожденным до святого крещения, Ярослав не был рожден править Русью. Поначалу ему пришлось служить в ее отдаленных уделах, что приучало к самостоятельности в принятии решений: князя с юности отличали незаурядный ум, сильная воля, осторожность в суждениях о предстоящем. Восьмилетним он стал правителем Ростова, доставшегося ему с языческим населением, а в 1010 году юный князь основал наш Ярославль! Позже ему довелось княжить в Великом Новгороде, участвовать в походах на Ярополка, стать инициатором принятия первого свода законов « Русская правда». При этом молодой правитель Киевской Руси особенно поощрял книжное знание и просвещение, ему удалось добиться независимости родной епархии от Константинополя и назначить митрополитом русского книжника Илариона. Сыновьям же он оставил такой актуальный и сегодня для всех нас завет: «Если кто захочет обидеть брата своего, помогай тому, кого обижают». Мы приглашаем читателей самых разных возрастов познакомиться с основателем града Ярославля по материалам нашей выставки.
5 марта «Опять весна! Опять 8 Марта!» — презентация книжной выставки к Международному женскому дню
В наш город снова пришла весна. А вместе с ней и прекрасный яркий праздник – 8 Марта, Международный женский день, дарящий улыбки, океан цветов и отличное настроение! Наша библиотека предложила всем женщинам подготовиться и быть во все оружии в эти праздничные дни. Книги выставки помогли раскрыть секреты молодости, научили радоваться жизни, а так же накрыть праздничный стол, сделать прическу и поразить спутника манерами при визите в ресторан! Женщины-загадки смогли подобрать ароматические масла, камни-талисманы, узнали, как написать картины на стекле и таинственно украсить себя, используя шарф или платок из шифона. Любительницы цветочных композиций решили попробовать сделать цветочную композицию из бисера или даже ..макраме! И, как обычно, книги с нашей презентации смогут в дальнейшем сталь элементом домашней инсталляции к нарядно-элегантному празднику!
9 марта «Праздники славянские – радость в каждый дом» представление книжной выставки (к акции «Широкая Масленица»).
Встречая этот заводной праздник порою можно услышать, что все происходящее — не христианское, а языческое веселье. Но подобное утверждение поверхностное и неправильное. Ведь Масленица предшествует, будем помнить, Великому посту и вовсе не связана с датами солнцеворота. А сжигание в конце праздника чучела – символ празднования победы над греховностью и смертью, преодоление «ветхого» человека. Не случайно в более древние времена за победы в это время в кулачном бою, или взятии снежного городка победителя награждали купанием в проруби! Сущность Масленицы — христианская, это важная часть подготовки к Великому посту. Церковь начинает готовить нас к покаянным дням, ведь следом идет Прощеное воскресение – христиане просят прощение у ближних за вольно или невольно причиненные обиды и огорчения, чтобы с чистой душою войти в Великий пост и возрадоваться чистым сердцем Христову Воскресению!
17 марта «Неповторимый талант» — обзор выставки-портрета (к 165-летию со дня рождения М. А. Врубеля).
М.А. Врубель для одних ценителей искусства — гений, для других — весьма странный художник. Его сказочные, своеобразные образы воспринимаются неоднозначно, неповторимы, не имею соперников и ныне.
В его предках текла польская кровь, а родился Врубель в Сибири, где в Омске служил офицером отец. Михаил блестяще окончил Одесскую гимназию, затем юридический факультет Петербургского университета. Но с юности он мечтал посвятить жизнь искусству и в итоге поступает в Академию художеств, где были отмечены и его одаренность, и интерес более всего к трагическим, мятежным образам. Он едет в Киев, где реставрирует древние фрески, пробует писать иконы. В это время его надежной спутницей и помощницей в делах стала любимая жена, талантливая оперная певица Надежда Забела. В 1901 году у них рождается сын, они счастливы, но оказывается, что мальчик не совсем здоров и скоро умирает. Смерть малыша оставляет неизгладимый след на дальнейшую судьбу и психику отца. Вместо изысканного, одухотворенного, жизнерадостного человека родные, друзья видят развитие тяжелого душевного недуга, изменение характера, потерю зрения. Он умер тяжко больным, но как художник остался для нас здоровым и необыкновенно талантливым!
Похоронили Михаила Врубеля на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге, памятника на его могиле нет до сих пор…
20 марта «А кто не внемлет голосу поэтов» презентация книжной выставки к Всемирному дню поэзии.
Любой читатель, уважая поэзию, прочитает пожалуй, любые напечатанные стихи, но увлечется он теми стихами, поймет, полюбит и запомнит те стихи, в которых будет преобладать главное, необходимое – строгая простота, ясность, мысль. Главное в поэтическом произведении – это образный рассказ о правде жизни. Настоящая поэзия должна быть доходчива, увлекательна и, конечно поучительна. Многие из начинающих не понимают, что главное в поэзии – это естественность музыкальной речи, полет верного, красивого слова, обязательно простого и понятного каждому. Поэт настоящей эпохи должен быть человеком, глубоко сочувствующим современности. Тот же самый Некрасов, начиная свою творческую жизнь на одном из чердаков Петербурга, не был высокооплачиваемым, а все-таки стал великим поэтом. Гениальный Пушкин венчался в чужом фраке и умер, оставив долги. Но кроме долгов, он оставил творения мирового значения. Подлинные стихи — это исповедь, и одновременно проповедь. Из представленных сборников стихов читателей познакомили с несколькими поэтами. Объять всех невозможно.
Среди них Татьяна Снежина. Познакомились читатели и почитали стихи из ее сборника «Я забираю грусть твою» За свою трудную и светлую жизнь, она успела написать более 200 песен, большое количество стихов и произведений прозы. Это ее песню спела в 1997 году Алла Пугачева «Позови меня с собой» Потом было победное шествие этой песни по радио – и телевизионным программам, по эстрадным площадкам и концертным залам России, ближнего и дальнего зарубежья. Огромную популярность приобрели ее песни в исполнении Кристины Орбакайте, Татьяны Овсиенко, Михаила Шуфутинского, Льва Лещенко, Лолиты Милявской. Она творила везде, где могла, писала стихи на салфетках в кафе, на билетах в транспорте. Как будто торопилась. Трагически ушла из жизни в 23 года.
«Если солнце, сделав круг,
Вновь вернется, все согрев вокруг,
Значит, будет новый путь с утра,
Будет завтра, лучше чем вчера»«Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык»
Это уже Николай Заболоцкий и его стихотворение, которое так и называется «Читая стихи».
Если есть на свете творцы «чистой поэзии», то к ним по праву принадлежит Вероника Тушнова. Строки ее лирики текут как прозрачные родниковые струи, и голос поэтессы проникает в самые потаенные уголки человеческого сердца.
Лариса Миллер «Потаенного смысла поимка». Стихи в серии «Поэтическая библиотека». У ее стихов обычный человеческий язык и тому подтверждение ее стихи.
«А главное, чтоб мы любили
Родных и близких, чтоб ловили
Их каждый взгляд и каждый вздох.
Не смена всяческих эпох
Важна, а то, что руку гладим
Родную, как сродными ладим»
Чувства и мысли – вот что такое стихи. И конечно мастерство, потому что оно позволяет полнее и свежее выразить чувство и мысли.
20 марта «Крым – наследник великих культур» — выставка-путешествие (в рамках сетевой акции «Крым – Россия: мы вместе).
Данную выставку библиотека решила посвятить огромному и бесценному богатству культурного наследия Крыма, интересному даже для тех, кому на древней земле Тавриды еще не довелось побывать. Конечно, даже просто упомянуть о каждом из этих памятников, сооружений, музеев мы не сможем, но с самыми значимыми предлагаем познакомиться. Нельзя, к примеру, обойти вниманием Памятник затопленных кораблей в Севастопольской бухте, пройти по улицам древнего Херсонеса с руинами средневековых храмов, не побывать в ханском дворце Бахчисарая или не увидеть величественные руины Генуэзской крепости в Судаке! Знакомим мы и с литературными музеями Крыма, ведь на этой благодатной земле творили, оставили свой след Александр Грин в Феодосии, Александр Пушкин в Гурзуфе, Антон Чехов в Ялте, Максимилиан Волошин в Коктебеле. О музее Волошина подчеркнем, что это особенный музей особенного человека — поэта в котором жила душа ребенка и мудреца одновременно, здесь храниться полторы тысячи его картин и акварелей! Напоминаем и о музее знаменитого на весь мир художника, и почетного гражданина Феодосии Константина Айвазовского. И много еще интересного, дорогие читатели, узнаете о Крыме присмотревшись к выставке повнимательнее!
24 марта «Вместе весело читать» час громкого чтения детского писателя Бориса Житкова «Как мы ездили в зоосад» /весенние каникулы/.
Увлекательный рассказ о поездке в зоосад с мамой маленького мальчика Алешки. Что он там увидел, каких необычных птиц и зверей. Каждый вид подробно описывается его глазами, его восприятием. Переход от одного вольера к другому, перечисление увиденных зверей . Увидел Алешка как купается слон, как он пьет, покатался на лошадке ,познакомился с мальчиком Петей и девочкой Любой. Больше всего ему понравился красивый павлин, он очень хотел получить красивое перо павлина и мальчик Петя с которым он познакомился и который помогал взрослым ухаживать за павлином, подарил ему это перо. Книга издана была более сорока лет назад. Теперь зоосад называется зоопарк, но и современные мальчишки и девчонки с таким же желанием и удовольствием посещают наши зоопарки!
26 марта в библиотеке состоялось представление выставки–призыва о заботе к миру природы «Добро не уходит на каникулы».
Выставка призывает и взрослых, и детей обратить внимание на бедственное положение самых маленьких, беззащитных представителей животного мира природы — птиц! Эти порхающие, щебечущие существа разного размера и оперения радуют нас щебетанием, пением, они уничтожают вредных насекомых в садах и огородах!
Птицы издавна полюбились человеку, но в наши дни они, как никогда, нуждаются в помощи и защите: исчезают поля засеянные зерновыми культурами, где они могли бы кормиться, вырубаются леса. Птицы невольно привыкают кормиться с нами рядом, но в большинстве случаев и галкам, и воробушкам, и голубям достаётся пропитание с помоек! А ведь хлопоты о них необременительны и доступны каждому! И особенный призыв к этому благородному и полезному делу ы обращаем к молодому поколению — школьникам! Как радуют глаз (хотя сейчас они чрезвычайно редки) своими руками сооруженные кормушки для птиц, да даже просто рассыпанные зёрна, кусочки подсушенных ягод или хлебные крошки. Так давайте все вместе — и дети, и взрослые возьмёмся, наконец, беречь эту светлую и беззащитную радость природы — птиц!
30 марта экологический обзор «Прислушайтесь: говорит Природа!».
Ребята и их родители смогли познакомиться с тайнами и чудесами живой природы, разложив их по атомам и молекулам, при помощи энциклопедии окружающего мира. Таким образом мы пытались показать ребятам, что вся природа так похожа на самого человека. Вот только почему то, заботясь о «себе любимом», мы очень часто забываем, что природа тоже живая и нуждается в опеке и заботе не менее, чем люди, пользующиеся её дарами.
Услышать голос природы можно, как отправившись в лес по загадки, так и в соседнем дворе. В Антарктиде и в пустыне. На этом языке говорят животные и птицы всей планеты. Они понимают друг друга, каким то внутренним чувством. А вот люди разных народов утверждают, что даже петух кукарекает по-разному в разных государствах. Это происходит потому, что мы всё меньше и меньше слушаем и, соответственно, слышим голос Природы. Книги нашей выставки помогут всем желающим научиться разговаривать с природой, оказывать ей помощь, беречь и преумножать!
30 апреля в библиотеке-филиале № 2 прошёл обзор книжной выставки «Искусство должно давать счастье и радость» к 245- летию художника В. А. Тропинина.
Книги, представленные на выставке, посвящены жизни и творчеству русского художника первой половины XIX века Василия Андреевича Тропинина. Крепостной графа Моркова лишь в зрелые годы получивший свободу, Тропинин прожил трудную жизнь. Не менее трудным был и его путь в искусстве.
Самобытный талант Тропинина, не получившего систематического художественного образования — ему пришлось совмещать обучение и у кондитера с занятиями рисунком и живописью, — мог развиться лишь за счёт огромной одарённости, воли и одержимости искусством, присущими настоящим художникам. Но, несмотря на постоянные ущемления и унижения и тяжёлую жизнь он вдохновенно рисовал. Им созданы замечательные портреты простых людей — тружеников.
Вышедший из крепостной среды, человек очень цельный, искренний, он всегда оставался близким к народному укладу жизни, всё истинно русское его глубоко трогало. Для Тропинина обращение к народным образам осуществилось в силу жизненных обстоятельств. Причём художник не просто проник в сущность народного характера — он сам был носителем этого характера с его твёрдыми моральными принципами, исконной привычкой к каждодневному труду и выстраданным жизненным опытом.
Труд в его произведениях предстает не как изнурительное необходимое занятие, а как радостная сторона жизни женщины, в которой раскрываются прекрасные качества её натуры. Поэтичную группу его картин представляют изображения молодых женщин за рукоделием: «Кружевница» (1823), «Золотошвейка» (1825). Сосредоточивая всё внимание на самой героине, художник помещает её на нейтральном фоне, полностью исключает интерьер, однако очень отчетливо выписывает необходимые для работы инструменты — коклюшки и ножницы у кружевницы, иглу и нить в руках золотошвейки. Документальность в перечислении деталей сообщает убедительность образам. Небывалый успех тропининских «рукодельниц» объясняется их удивительной созвучностью господствующим идеям и вкусам своего времени.
В конце жизни, когда после тяжёлой болезни он, наконец, получил вольную, им были нарисованы портреты Пушкина, Брюллова и другие. Тропининский Пушкин так величав, что кажется невозможным потревожить его раздумья. Он запечатлел облик Пушкина в один из сложных моментов его судьбы — в период поэта национального, в образе Пушкина отражено состояние лучшей части русской интеллигенции на переломном этапе судьбы России. И в этом смысле его живописный портрет — произведение подлинно — историческое.
Первый московский портретист был убеждён, что портрет любого человека пишется «для памяти людей, близких ему, людей, его любящих». То что рисовалось для памяти любящих, составило нашу память, наше представление о добродушных, талантливых, знаменитых и малоизвестных людях XIX века, века минувшего, людях как оказалось, и нам близких. До последних дней художник продолжает активно создавать портреты и жанровые образы. Тропинин принадлежит всей России, он стоял у истоков целого самостоятельного направления в русском искусстве, связанного с внимательным, серьезным анализом народного характера.