1 июля в библиотеке-филиале № 2 состоялось представление выставки-памяти «Правда, какой она была…» к 115-летию со дня рождения русского писателя, поэта Варлама Шаламова.
Варлам Тихонович Шаламов родился в семье священника в Вологде в 1907 году. Не мог как сын «служителя культа» поступить в МГУ. Пришлось поработать чернорабочим, отделочником. В 1926 году, по направлению завода, начал учебу в Московском театральном институте, но уже в 1928 был из него исключен «за сокрытие социального происхождения». В 1929 году был первый раз арестован, но скоро досрочно освобожден. В 1937 году вновь был осужден и пробыл почти 14 лет в Колымских лагерях. В 1942 году попадает на штрафную зону, но в 1944 году в состоянии крайнего истощения из зоны его помещают в тюремную больницу, фельдшер которой спасает Шаламова от смерти. В 1951 году будущий писатель выходит на свободу, но только в 1953 получает документ об амнистии и селится в Москве. Он становиться внештатным сотрудником журнала «Москва», начинает работу над «Колымскими рассказами». Писал их медленно, 20 лет, поскольку здоровье было сильно подорвано… Но в итоге мы, соотечественники, получили правдивую эпопею великого писателя, очевидца лагерной жизни, ее абсолютной достоверности и правды. Правда, при жизни Варлам Тихонович увидел опубликованным легально единственный рассказ «Стланик» и только в 1965 году! Интересна оценка творчества Шаламова уважаемым литературоведом Павлом Басинским, который считает его не только великим писателем, но и мыслителем потому «…что нет принципиальной разницы между людьми, смотрящими с двух сторон колючей проволоки. Кто из них более (или менее) свободен? Никто. Ад находится не вовне, а внутри нас. И в известных обстоятельствах человека как человека может быть просто не быть».
15 июля прошел обзор книжной выставки «Нам не забыть Победу Сталинграда» к 80-летию с начала Сталинградской битвы.
Чем дальше от нашего дня отодвигаются события минувшей Великой Отечественной войны, тем зримее становится их непреходящее историческое значение, тем нагляднее вырисовывается величие нашей Победы, оказавшей громадное значение подвига советского народа, спасшего миллионы людей Европы и Азии от угрозы фашистского порабощения. Вооруженная борьба советского народа против германского фашизма вылилась в ряд битв и крупных сражений. Цепи этих битв и сражений огромное историческое место принадлежит битве пол Сталинградом. Сталинградская битва явилась поворотом в ходе великой борьбы человечества против смертельной угрозы фашистского варварства. Битва под Сталинградом, несомненно, останется самой неизгладимой страницей в жизни каждого ее участника, страницей, которая оставила множество ярких, глубоких впечатлений, потребовала напряжения всех моральных и физических сил, укрепила высокую гордость за наших советских людей, скромных героев, отдававших делу защиты города, а затем и разгрома врага у стен его все силы души и разума. Битва под Сталинградом это действительно золотая страница военной истории нашего народа. Планируя летнюю кампанию 1942 года, гитлеровское командование ставило перед своими вооруженными силами, далеко идущие политические и стратегические цели. Захват Сталинграда являлся первым этапом в осуществлении этих целей и должен был послужить сигналом для нападения Японии на наши дальневосточные границы, а Турции – на южные. Для гитлеровцев овладение Сталинградом должно было послужить своеобразным доказательством их политической кредитоспособности. Не трудно представить себе, какую опасность для нас представляло в то время ведение войны одновременно на двух или даже трех театрах военных действий. Победа под Сталинградом избавила нашу страну от этой смертельной опасности. Победа Советской Армии под Сталинградом способствовала подъему национально-освободительной борьбы во всех порабощенных гитлеровцами странах Европы. Огромный подъем охватил, естественно, и наших советских людей, как на фронте, так и в тылу. Победа под Сталинградом была воспринята как начало массового изгнания захватчиков из пределов нашей страны. В битве под Сталинградом ярко проявились непоколебимый дух советского народа и его армии, единство советского фронта и тыла. Воины — сталинградцы чувствовали, что весь советский народ поддерживает их словом и делом, морально и материально. Нескончаемым потоком шли в Сталинград письма, телеграммы, посылки от простых советских людей, коллективов заводов и шахт, колхозов и совхозов, от городов и советских республик. Так послание туркменского народа было подписано более чем 200 тысячами граждан республики. Советский народ мобилизовал все свои силы для того, чтобы снабдить армию первоклассной техникой, всем необходимым для победоносного наступления. Победа под Сталинградом вызвала у всех советских людей огромный подъем, вдохнула в них новые силы, укрепила уверенность в неизбежном и окончательном разгроме вражеских полчищ. Потому так глубоко запечатлелась Сталинградской битвы в памяти нашего народа. Она явилась вдохновляющим примером высокого патриотизма, на котором воспитывались новые поколения советской молодежи. Фашистская армия, потерпев поражение в этом решающем сражении, понесла колоссальные потери: около миллиона людей, свыше 2000 самолетов, около 3000 танков, более 6000 орудий. После Сталинграда начался процесс распада гитлеровской коалиции. Историческую битву под Сталинградом обычно подразделяют на два крупных периода: оборонительный (с 17 июля по 18 ноября 1942 года) и наступательный (с 19 ноября 1942 года по 2 февраля 1943 года). Оба периода неразрывно связаны между собой. Несомненно, все оборонительные бои под Сталинградом следует рассматривать как единую кампанию оборонительных операций стратегического значения, проводившихся под единым руководством.
21 июля прошла познавательная программа по выставке одной книги «Русская вышивка и кружево» (Народная культура) в рамках межведомственного проекта «Культура для школьников».
Вышивка и кружево — выдающееся явление русской художественной культуры. Они по праву завоевали широкое признание и известность. Как виды декоративно-прикладного искусства они имеют глубокие традиции. И вышивки и кружева выполняют единую функцию, служат для украшения одежды, используются в убранстве интерьера. Вышивка возникла раньше кружева. В искусстве вышивки ярко проявились творческая одаренность русского народа. Вышивка бытовала еще в домонгольской Руси. При раскопках славянских курганов и поселений археологи встречают обрывки тканей со следами вышивки, которые дают возможность говорить о высоком мастерстве вышивания в те далекие времена. Первые письменные упоминания о русских вышивках относятся к 10-12 векам. На протяжении столетий вышивка была неотъемлемой частью декора одежды и интерьера. Искусно расшитые, одинаково бесценными становились и простой холст и шелковая камка. В узорах вышивки отразились поэтическое представление народа об окружающем его мире, глубокая вера и добро. В обширном собрании Государственного Исторического музея хранится большая коллекция русской вышивки 12-20 веков. Коллекция начала создаваться со времени основания музея в 1872 году. В советское время коллекция пополнялась материалом, собранным в многочисленных экспедициях, которые организуются музеем с 1920 годов, а также за счет поступления из Государственного музейного фонда и приобретения через закупочную комиссию. Разнообразная по своему составу коллекция вышивки включает многочисленные художественные произведения, отражающие основные этапы развития и направления этого вида искусства. Древнерусская вышивка 12-17 веков представлена в музее памятниками лицевого (сюжетного) и орнаментального шитья. В них воплотились лучшие вековые традиции русского искусства вышивки. Лицевое шитье по своему назначению и содержанию тесно связано с древнерусской живописью. Оно развивалось в стилистическом единстве с иконописью своего времени Произведения лицевого шитья с изображениями святых или сложные композиции на религиозные темы — пелены, плащаницы – наряду с иконами и фресками украшали стены храмов, использовались как церковная утварь. Как большую материальную ценность их особо берегли. Шитье исполнялось шелком, золотом, серебром, драгоценными камнями и жемчугом. Обычно фоном для житья служили западные и восточные привозные шелковые ткани – тафта, камка, атлас. В лицевом шитье Древней Руси воплощен коллективный труд талантливых мастеров. От таланта вышивальщиц, их умения и опыта зависели художественные достоинства произведения. Не менее значительно в музее собрание древнерусского декоративного, или орнаментального шитья 16-17 веков. Уникальные образцы такой вышивки сохранились на предметах светской одежды и церковных облачений, на декоративных и обрядовых платках – ширинках, на полотенцах. Народная вышивка этого времени не сохранилась, но черты ее отразились в предметах, создаваемых для княжеского окружения и богатого духовенства. Известно, что многие одежды русских еще со времен Киевской Руси отдавались в церковь. Русские мастерицы черпали вдохновение в образах реального быта. Примером использования вышивки в древнерусской одежде являются мужские рубахи 17 века. Вышивка 18 века представлена в музее достаточно широко. Вышивка 18 века, украшавшая предметы крестьянского быта, почти не затронутого нововведениями Петра Первого, развивалась в рамках русского самобытного искусства. Многие из них были выполнены крепостными мастерицами. Своеобразным видом вышивки было стеганье. Русские мастерицы, следуя образцам европейской моды, создавали свои композиции вышивки, отличающиеся ярким национальным колоритом. Представленные в книге памятники русской вышивки обладают большой силой эстетического воздействия Произведения вышивки, созданные многими поколениями мастеров в различных центрах русской художественной культуры, несут богатую информацию о своем времени. На основе богатых традиций русской вышивки развивались современные художественные промыслы.
Искусство плетения кружев возникло в Древней Руси позднее декоративного шитья. Трудно установить точное время появления кружева. Памятников ранее 17 века не сохранилось. Термин «кружево» не сразу получил свое современное значение. Упоминание о кружеве впервые встречается в Ипатьевской летописи под 1252 годом в описании одежды князя Даниила Галицкого. Наиболее ранние образцы русского кружева из собрания музея относятся к 17 веку. Для этого времени было характерно кружево плетеное из золотых и серебряных ниток. В этот период в нем ценили не столько искусную работу, сколько сам материал – эффектно блестящую дорогую нить. Кружево даже продавали на вес (фунты и золотник). Такое кружево было признаком роскоши и богатства. Известно, что при царице Марии Ильиничне в царских мастерских был целый штат кружевниц, с которыми она переехала из Москвы в Калязин во время чумы 1654 года. Есть известие о плетении кружев и у именитых купцов Строгановых, в том же 17 веке в Сольвычегодске. Издавна сложились и способы плетения кружев. В 17 столетии золото-серебряное кружево выплетали только в виде полосы различной ширины с ровными или зубчатыми краями. В 18 веке, особенно в первой его половине, из золото-серебряного кружева изготовляют целые законченные изделия, наряду с золото-серебряным, широкое развитие получает нитяное кружево. В помещичьих усадьбах России для плетения кружев широко использовали крепостных девушек. В 18-19 веках кружево плели в 17 губерниях, и существовало много различных центров его изготовления. Несмотря на ограниченные возможности плетения, мастерицы разных мест находили свое решение. Особенно модными в конце 19 – начале 20 века были готовые изделия из русского кружева. В этих образцах сочетались разные приемы кружевоплетения. Русское кружево в массе своей продолжало отличаться национальным своеобразием, оригинальностью рисунка, неповторимостью русского стиля. Все это позволяло ему успешно выступать на международных выставках и конкурировать с известным европейским кружевом. Впервые русское кружево было показано на Всемирной выставке в Вене в 1873 году, где получило золотую медаль. После такого успеха спрос на русское кружево значительно возрос. Русское кружевоплетение развивалось и совершенствовалось на протяжении ряда столетий. На каждом этапе его развития были созданы великолепные образцы прикладного искусства, отличающиеся высоким мастерством и совершенством исполнения.
22 июля состоялось представление книг и иллюстраций творчества русского художника И. К. Айвазовского «С ним говорила морская волна» к 205-летию со дня рождения.
Детство Айвазовского прошло в Феодосии. Он рано проявил особое влечение к морю, остро чувствовал очарование морской стихии и разносторонне отразил ее в своих произведениях. Море издавна стало в народной мысли и чувствах синонимом свободы. В море олицетворялись сила и мужество, море звало к стойкому противоборству, рождало жажду борьбы. Таким море отражено в образах народного искусства, как « свободная стихия» оно вошло в русскую поэзию, таким показал его и нам в своем творчестве Айвазовский. Море постоянно влекло Айвазовского. Его шум, свежий упругий морской ветер поднимали в творческом воображении образы, полные пафоса борьбы и мужественного противоборства. В своем искусстве Айвазовский не знал ни сомнений, ни колебаний. В процессе работы он был всегда в том счастливом творческом состоянии, которое поддерживало в нем, уверенность, что лучшая его картина – это та, над которой он работает в настоящий момент. Отрешившись от многих материальных благ, которые сулил ему Петербург, он в Феодосии обрел то, о чем могли только мечтать лучшие люди России, — относительную независимость и свободу творческого труда. Силой своего ума и таланта Айвазовский создал необыкновенные по тому времени условия жизни и труда, которые обеспечили полное развитие и расцвет его дарования. Айвазовский любил свою родину. Он отдал ей шестьдесят три года творческого горения и непрерывного труда, оставив огромное наследие – шесть тысяч картин. Творчество Айвазовского всегда занимало большое место в русском искусстве. Его имя одно из самых популярных имен русских художников в наши дни. Сто шестьдесят лет назад была написана картина «Девятый вал», а до сих пор это одно из самых популчоных произведений русской живописи в нашей стране. В искусстве Айвазовского заложена большая познавательная ценность: оно сделало для многих море понятным, близким, дорогим, помогло узнать и полюбить его, научило шире познавать природу. Его картины любят и взрослые и дети. Творчество художника подлинно народно. Его живописные образы глубоко поэтичны. В своем искусстве Айвазовский достиг высокого мастерства, его творчество вошло в золотой фонд русского классического наследия.