02 августа состоялся обзор книжной выставки «Красота. Нравственность. Личность». Библиотекарь Прощаева Ж. В. обратила внимание 6 присутствующих читателей абонемента на оформленную выставку, посвященную 95-летию со дня рождения А. Г. Алексина.
Его произведения всегда востребованы в нашей библиотеке посетителями всех возрастов. Это и неслучайно. Ведь писатель сумел в своих книгах показать мир взрослых и мир юных не изолированными друг от друга, а взаимообогащающими нравственными ценностями жизненную красоту личности. Литературным девизом обзора стали слова самого юбиляра: «Более всего ценю доброту… Добрыми можно назвать и конкретных людей и целое государство, народ. Тогда понятие «доброта» приобретает глобальный характер… Проповедь доброты в таком именно смысле я и считаю святой обязанностью».
Это прослеживалось всегда во всех его писательских трудах. Библиотекарь попросила читателей охарактеризовать, прочитанные ими книги. Было отмечено, что на страницах всегда присутствует лиризм, воздушность и чистота человеческих взаимоотношений, скромность и мужество, юмор и любовь к жизни. Таким образом, книги А. Г. Алексина помогают формировать положительные качества личности, раскрывать ее внутреннюю красоту. Прослушавшим обзор, специалист дала рекомендации, как ввести книги Алексина в свою семью, заинтересовать знакомых. А может быть и внести коррективы в свою жизнь, используя даже предисловия автора к своим произведениям. Сделать это никогда не поздно. Ведь, как писал друг юбиляра Л. Кассиль: «Взрослость – понятие не столько возрастное, сколько нравственное, и определяется оно прежде всего не датой рождения, указанной в паспорте, а поступками самого человека!».
05 августа состоялась презентация книжной выставки «Очарованный Русью». Презентацию выставки, посвященной 175-летию со дня рождения И. Е. Репина, проводить было интересно и просто! Просто потому, что каждый из нас со школьных лет помнит «Бурлаков на Волге», «Запорожцев, пишущих письмо турецкому султану», «Царь Иван Грозный и его сын Иван», многие портреты современников. Однако интересен был художник как личность не только в мире искусства, а и в повседневной жизни — много мало известных фактов его биографии читатели узнали из представленной библиотекарем Р. И. Кочневой замечательной книги К. Чуковского «Илья Репин». Художник, к примеру, регулярно устраивал праздники для местных жителей, своих соседей, по средам двери его дома вообще открывались для всех желающих, слуги же вообще обедали с ним постоянно, а на его могиле, как завещал, поставлен самый простой деревянный крест… Светлой памяти этого великого гражданина России и стала наша выставка!
08 августа состоялось открытие книжной выставки «Мудрость кошек». 8 октября планета отмечает Всемирный день кошек. Внести скромный вклад в это благое дело решили и мы. Напоминают читателям о роли и месте пушистого зверья в нашей жизни, как интересные книги, так и множество иллюстрированных журналов этой тематики подаренных нам читателями. Библиотекарь Р. И. Кочнева подчеркнула, что 80% населения планеты держит самых разных пород кошачьих при своих домах! За что? Да, они защищают человека от мелких вредителей, но сие не самая их главная заслуга и работа — многочисленные исследования давно подтверждают, что они астрально предчувствуют опасности, которые могут ожидать хозяев, ведут себя беспокойно, когда кто-то в доме начинает заболевать, чутко реагируют на семейные ссоры, не любят людей с негативной энергетикой! Выставка напомнила всем нам внимательнее за кисками наблюдать, не обижать их сгоряча и напрасно!
12 августа прошла презентация выставки-диалога «Книга и молодежь: движение навстречу». 7 читателям, пришедшим в полдень в библиотеку-филиал N 2, было предложено вступить в диалог. Основой для этого послужила подготовленная библиотекарем Прощаевой Ж. В. выставка. Разговор с присутствующими был о молодежи и международном празднике, посвященном вышеупомянутой возрастной группе. Слушатели сразу определили, что в современном мире возрастные рамки понятия «молодежь» очень расширены. И, обращаясь к классикам, обозначили этот период как «детство», «отрочество», «юность». Библиотекарь, согласившись с читателями, подчеркнула, что главным, наверное, является то, что именно в это время каждый человек начинает два основных курса в своей жизни: образовательный и индивидуально-социальный. Поэтому и подбор книг выставки был очень разноплановый.
Одни издания были призваны помочь не стать нравственно глухим человеком по отношению к окружающим.
Другие, напротив, научить имиджу и саморекламе. Конечно же говорили и о любви. Как о прекрасном чувстве, как о любви к Родине, любви к своим родителям, ну и конечно же не обошли стороной и «себя любимого». Как развить в себе эти чувства? Один из вариантов – прийти навстречу с книгами в нашей библиотеке, некоторые их которых и были представлены на выставке. Нельзя не отметить то, что в заключении на «десерт» библиотекарем впервые была представлена современная художественно-экономическая книга ! Данное издание просто создано для движения навстречу молодежи. А для нас библиотекарей, важно, что делается это с косвенной опорой на различные произведения. Это книга Елены Чирковой «История капитала от «Синдбада-морехода» до «Вишневого сада». Экономический путеводитель по мировой литературе». По общему мнению, автор сумела найти способ вызвать желание перелистать классику и поучиться у ее героев молодым современникам. Ведь все мы способны быть хорошими людьми не только благодаря чему-либо, но и вопреки жизненным обстоятельствам!
22 августа состоялся обзор книжной выставки «День флага Российского». В этом году День Государственного флага Российской федерации прошел в рамках акции «Символ Отечества». Наша библиотека, как и все библиотеки нашей Централизованной библиотечной системы города Ярославля приняла в этой акции участие. Обзор книжной выставки для 7 читателей подготовила и провела зав. библиотекой Кудрявцева Г. К. Акцент был сделан на патриотизме и гордости за Россию. Вспомнили завет гениального поэта и историка Пушкина: «Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя, — писал поэт излишне критически настроенному Чаадаеву, — но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».
К этим словам поэта и государственника добавить нечего. Каждый россиянин, любящий свою Родину должен знать символы своего государства. 350 лет назад Петр ПЕРВЫЙ отдал приказ, согласно которому суда Российской империи должны были поднимать на своем борту трехцветный флаг, и спустя три века триколор стал одним из главных символов нашей страны. Флаг – это отличительный знак, символ любого государства. Наш флаг трехцветный и состоит из трех полос: сверху — белая, снизу — красная, а посередине — синяя. Белый, синий, красный – это цвета нашего флага, то есть флага нашей страны России. Выбор цветов не случаен. В нем отразились многовековые представления людей об окружающем мире. Наши далекие предки очень любили свою землю и ласково называли ее красной – красивой. Уже давно в России белый цвет означает благородство, чистоту, синий – честность, красный смелость и великодушие. Три полосы на нашем флаге оказались не случайно. Они напоминают нам, кто мы, откуда и как давно пришли в этот мир. Цвета Российского флага рассказывают нам о нашей долгой и славной истории, или другими словами, о прошлом нашей Родины.
27 августа состоялся обзор книжной выставки «Искусство любимое всеми».
Ко дню Российского кино для 7 читателей зав. филиалом Кудрявцевой Г. К. проведен обзор по одноименной выставке. Одна из книг, представленных на выставке «О Тарковском» авторе широко известных фильмов, неповторимость которых оставила яркий след в мировом кинематографе. Знакомство с первым фильмом Тарковского оставило впечатление чуда. Тарковский – величайший мастер кино, создатель нового органичного киноязыка, в котором жизнь предстает как зеркало, как сон. Тарковский многим бескрайне дорог именно российскими корнями, его глубочайшим пониманием того, откуда Россия пошла, как наша культура образовалась. Сейчас, когда Андрея Тарковского не стало, его наследие приобретает большой смысл. Время помогло что-то понять, по-новому переосмыслить. Его фильмы снова вернулись, и это трудно переоценить, ибо через их призму мы учимся иначе понимать и возможности кинематографа и самое жизнь. Современный российский кинематограф стал рождаться только в начале 2000-х годов. Картин как тогда, так и сейчас снимается очень мало. Вкладывать деньги в кино очень рискованно. Раньше в кино могли пойти на конкретного актера. Сейчас, даже имена артистов не запоминают, потому что не успевают, слишком много тех, кто думал, что может снимать кино. Самое яркое и правдивое – авторское кино, когда режиссеры не соотносят себя с миром развлечений, они снимают, прежде всего для себя, чтобы быть честными перед собой. Такой человек ни от кого не зависит. Ему пришла идея, история, сюжет, от них он отталкивается и создает свое произведение. На авторское кино, как правило, много средств не тратят, ведь о большом прокате здесь речи не идет. А Шукшин создал поразительный нигде в мире доселе не существовавший кинематограф – писательский. В нем все три главнейшие составные части – писатель, режиссер, актер – соединились в одном первоклассном таланте. Можно сказать -редчайший случай, исключение. А можно иначе – может, в судьбе Шукшина проявило себя веление времени, именно та черта времени, когда кинематограф все чаще воспринимается как часть великой литературы, часть особая, имеющая свои законы, а режиссеры – это особого склада романисты, новеллисты, лирические поэты? Задача искусства не отвечать на вопросы, а задавать их. И в этом смысле каждый художник хочет рассказать историю и в конце оставить вопросы: «А что вы поняли?» «Что в вас осталось?» Любое искусство тем и интересно, что его можно обсудить, и в нем нет определенного конца, как в Библии, когда окончание главы – это именно так и по-другому быть не может.
29 августа к началу нового учебного года для 8 читателей библиотеки зав. библиотекой Г. К. Кудрявцева представила книжную выставку «Тяга к знаниям». Оказавшиеся в этот час в библиотеке с вниманием прослушали подготовленный материал, отметили полезность и познавательность информации, могли перелистать книги и журналы с выставки.
День знаний, это первый день нового учебного года во всех российских школах, после летних каникул. С 1984 года этому дню был придан статус государственности. И этот день превратился в торжественный праздник. В этот день звенит первый школьный звонок. Особенно памятен этот день для первоклассников, они впервые садятся за школьную парту. Здесь происходит первая встреча с первым учителем, который поможет сделать самые первые, самые трудные шаги по лестнице знаний. Когда мы выбираем школу для своих детей, то хотим, чтобы она давала им как можно больше знаний. Наши дети впитывают в себя все как губка, поэтому именно сейчас, родителям нужно заложить необходимые навыки, которые в будущем помогут облегчить их жизнь. Помните, чему бы вы не учили ребенка, он будет вести себя так же как, как вы. Следите за собой. Чтение, занятия музыкой, изучение языков не терпят подневольности. Как правило, в семье, где мало читают взрослые, редко будет читающий ребенок. А в той семье, где читают, ребенка не придется заставлять, требовать от него, прочесть хотя бы одну страницу в день. Одни любят читать, а другие… никогда этого не делают. Как вышло, что удовольствие чтения им недоступно? А другие снова и снова открывают книгу с предвкушением радости. Нужно быть в хороших отношениях с самим собой, чтобы остаться наедине с книгой. Важно помнить, что нет хорошего или плохого чтения. Путь к чтению лежит через слушание. Дети сначала слушают, а потом читают сами себе. Хотите перевести подросшего школьника со сказок и детской литературы на что-то более серьезное завлеките его. Прочтите ему несколько особенно увлекательных абзацев из легко пишущего автора, а на самом интересном месте уйдите по делам. Практика показывает, что в следующий час вы найдете эту книгу у него в руках. Современные дети очень отличаются от нас. Все увиденное и услышанное по телевидению, в интернете мы, взрослые, называем псевдореальностью, но для психического мира нынешнего поколения это самая настоящая реальность. Темпы усвоения информации у детей сейчас во много раз выше, чем у взрослых. Это требование времени. Одновременно у детей стала «хуже память» Но дело в том, что теперь они хранят информацию как компьютеры – на внешних источниках. Читающие дети редкость потому, что чтение медленный процесс для их динамичных мозгов. Они научились делать все сразу: слушать музыку, готовить уроки, отвечать на сообщения. У всех детей разная мотивация к учебе, кому-то нравится выполнять домашние задания, кому-то не очень. И многое зависит от того, как себя поведет в это время мама, ее задача усадить вовремя своего ребенка за стол, но не старайтесь делать уроки за ребенка, не спешите бежать ему на помощь и делать все вместе с ним. Ваша задача должна свестись к внешнему контролю, но доброжелательному и поддерживающему. В современном, быстро меняющемся мире знания и умение их применять играют решающую роль, с каждым годом все больше ценится хорошее образование. Именно знания, полученные в школе, чаще всего и становятся ключом к успешному будущему человека. Начало учебного года – это начало нового этапа в жизни, когда можно и нужно ставить новые цели и непременно добиваться их, и шаг за шагом продвигаться к заветной мечте, найти свое достойное место в жизни. Учителям мудрости, родителям терпения, а тем, кто учится, — настойчиво и упорно овладевать новыми знаниями.
30 августа состоялась выставка-игра «Удивительные дети». Вот и подошла к концу беззаботная летняя пора. Совсем скоро солнечный сентябрьский денек в который раз прозвучит заливистым школьным звонком. Школьные двери широко распахнут свои объятия для всех своих учеников. Займут свои места за партой и наши юные читатели. А пока еще нет домашних заданий, тяжелых портфелей, и сложных контрольных, библиотека-филиал поспешила предложить ребятам и их родителям выставку-игру, посвященную юбилею детского писателя В. В. Голявкина. С первых слов организатор мероприятия библиотекарь Прощаева Ж. В. пояснила 7 читателям, почему название выставке дала одноименная книга автора. Все дело в том, что одной из главных особенностей детей является способность УДИВЛЯТЬ и УДИВЛЯТЬСЯ! К сожалению, с возрастом мы ее почти утрачиваем. Поэтому мы и предложили взрослым присутствующим снова поискать в себе того «удивительного ребенка», спрятавшегося где-то очень глубоко. Помощниками в этом деле стали ребятишки, которые приняли участие в игре и, конечно же, произведения самого юбиляра, представленные на выставке. Все участники улыбнулись рассказу библиотекаря о том, что детский автор был не только сочинителем, но и художником, а еще… боксером! После краткого обзора некоторых коротких рассказов, всем было предложено придумать по их содержанию различные игры и назвать их. А рядом, направляя участников, естественно была библиотекарь. Опираясь на книгу, читатели «сочинили» такие игры как: «Бывает — не бывает», «Я скажу, а ты продолжи» и, даже, «Папа, мама, я – НЕ спортивная семья…»! Вот тогда взрослые, активно включившись в игру, сразу почувствовали в себе « пробуждение» ребенка! В заключении специалист, напомнив присутствующим, что автор является мастером литературного детского диалога, предложила прочесть парам взрослый-ребенок коротенькие рассказы по частям. И когда были сыграны первые мини-сценки, все с удивлением заметили, что все слова «прямо, как в жизни»! И, поскольку, среди читателей оказались педагоги, работающие с детьми и их семьями, библиотекарь представила В. В. Голявкина, как автора глубоко чувствующего радости и переживания ребенка. А еще способного передать эти чувства такими короткими произведениями. На примере одного из них Прощаевой Ж. В., по просьбе слушателей, был дан литературный мини-мастер класс, как правильно учитывать данные характеристики при работе с детьми. Это очень понравилось читателям ( о чем свидетельствует письменная благодарность в книге отзывов и предложений библиотеки).
Закончила мероприятие библиотекарь пожеланиями не переставать удивляться нашим милым детям и самим время от времени удивлять их, снова возвращаясь в детство!