17 июня в Комплексном центре социального обслуживания населения Фрунзенского района (улица Индустриальная, 35) состоялся обзор-размышление «Человек – человеку», лейтмотивом к которому стали слова Фазиля Искандера: «Человек – сирота в толпе, но не понимает своего сиротства, и от этого тоскует. Но причина сиротства – отсутствие внимания к его душе. Великий грех – махнуть душой на человека. Съеживается больше душа того, кто махнул». («Сон о боге и дьяволе») Заведующая социально-реабилитационным отделением Ирина Дмитриевна Осипова и специалист Наталья Михайловна Яшина, обратились к библиотеке имени Ф.М. Достоевского с просьбой о реализации совместного проекта «ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ В ГОД ЛИТЕРАТУРЫ».
Обращаясь к аудитории, заведующая отделом читальных залов Елена Анатольевна Калинина выразила трепетные чувства к микрорайону «Липовая гора», где находится Комплексный центр. Свою профессиональную деятельность, без малого 30 лет назад (1 августа 1985 года), она начинала в библиотеке профкома Ярославского радиозавода на улице Пирогова, 22. Теперь это библиотека-филиал № 7 МУК «ЦБС города Ярославля». Жители Липогорья отличались своей начитанностью, поэтичностью и добродушием.
Другими ли стали читатели, да и сам человек? Культивирование материального благополучия и огромное социальное неравенство приводят к тому, что малообеспеченные люди, и даже средний класс, начинают страдать клинической депрессией, когда сознание фиксируется на том, чего нет. Грустно, когда человек подчиняет свой жизненный процесс лишь зарабатыванию денег. Деньги как самоцель.
Одним из произведений, особо затронувших слушателей Комплексного центра, стал роман «Ланч» талантливого прозаика Марины Палей. Это история о девочке, которую любил с детства один мальчик. Трагедия девочки заключалась в том, что она была ребенком старых и очень бедных родителей. Девочка с детства возненавидела нищету и если бы эта нищета приняла вид человека, она бы задушила ее. После школы она поступила в один из самых престижных вузов, который имел дело с космическими кораблями, но убедившись, что яблони на Марсе расцветут еще не скоро, она устроилась на пункт приема стеклотары. Через год была голубая машина, и она вышла замуж за самого классного парня и родила дочь. Вот с этого момента ее программа включилась на финальную скорость.
А что же мальчик, который любил ее с детства? Он подчинился игре на ее поле. Кожаное пальто, пыжиковая шапка, видеомагнитофон, машина. Богатый и уверенный он едет к ней, чтобы рассказать о своей любви. Но мальчик опоздал. Девочка умерла, устав от гибельного надрыва.
Незаурядная девочка принесла себя в жертву, поставив заработок денег как самоцель, смысл жизни. Ей очень хотелось, чтобы ее пожилые родители сидели в белых плетеных креслах, и пили чай из дорогих фаянсовых кружек. Разве это не благородно? Это очень печально. Недопустимо, чтобы частные причины заставляли нас так жертвовать собой. Пожертвовав собой, человек не может не умереть. Давайте задумаемся и подставим любую частную причину в формулу лени, малодушия, алчности, дурновкусия, и система сразу сработает безотказно. В жертву принес себя и мальчик. И он тоже не может не погибнуть. В конце произведения герой видит своего двойника, а это плохой знак. Из моря выходит человек (он сам) и волны всякий раз накрывают его с головой. Человек падает, тонет, выныривает, плачет, смеется, — и все не может выйти на берег.
Очень трогательно звучат в произведении стихотворные строки:
«До старости — девочки, мальчики, игрушечные человечки.
Колечки, сердечки, словечки. Стоим на последнем крылечке.
Поплачем, поплачем, затихнем. Мы в клеточке – канареечки.
Нас ночка накроет платочком. Хлоп!
С жердочки поодиночке. Поплачем, поплачем, затихнем».
Дорогие читатели, вечные мальчики, девочки! Пусть помогут нам лучшие книги в обретении большого мира в душе и в жизни!
Вспоминаются строки из публикации Инессы Тимофеевой «Чтение современных детей в свете традиций отечественной педагогики» //Семья и школа. – 2015. — № 1 – 2. – С. 62 – 67:
«Не раз доводилось слышать, как бабушки и дедушки нынешних ребят говорили: «Моя мать, деревенская женщина, была очень культурным человеком, и все любили ее, а окончила она всего три или четыре класса, правда, всю жизнь любила книги и читала до последних дней». При этом добавляли, что университетов она не кончала, подчеркивая этим, что культура – не сумма знаний, а, прежде, всего, — отношение к людям, в самом широком смысле слова».