28 мая в 15.00 в библиотеке имени А.П. Чехова в рамках марафона «Ярославцы читают о войне» состоялась встреча с Маргаритой Георгиевной Ваняшовой, автором и составителем недавно вышедшей книги «В пламени военных лет», посвященной Волковскому театру в годы войны.
Это издание приурочено к 70-летию Великой Победы и рассказывает об артистах, режиссерах, сотрудниках театра имени Волкова в предвоенные, военные и послевоенные годы.
В книге много эксклюзивных фотографий и документов, да и сама она – уникальна, поскольку выпущена в количестве всего 200 экземпляров. А интерес к теме – огромен: Волковский для ярославцев – родной и любимый, театр с большой буквы. Скажи в нашем городе – я иду в театр, и почти никто не переспросит: в какой? – хотя имеются и ТЮЗ, и Камерный, и кукольный. Но Театр – он один, и он носит имя Федора Григорьевича Волкова.
Маргарита Георгиевна много лет служит театру, принимала и принимает участие во многих гастрольных поездках Волковского театра. Она – профессор Театрального института, стояла у истоков «Театралки», выучила немало замечательных актеров – в том числе и народного артиста России Валерия Кириллова, недавно ставшего «Актером года». М.Г. Ваняшова — редактор журнала «Театральный круг», автор массы рецензий в ярославской и российской прессе, много и тщательно занимается историей театра. Конечно, ей есть что рассказать!
И вот зрители, затаив дыхание, слушают театральные рассказы Маргариты Ваняшовой, которые сопровождаются массой интереснейших фотографий. Пока публика так сосредоточенно внимает, присмотримся к составу наших сегодняшних гостей. Тут и молодежь, и люди постарше, и представители «золотого возраста»: тема интересна всем. Старшее поколение с удовольствием погрузилось в атмосферу своих детства и молодости, студентам же ярославского колледжа культуры это было нужно как для общего развития, так и для будущей профессии.
К слову, говоря о театре, Маргарита Георгиевна то и дело переключалась на педагогические вопросы, заметив, как важно, что библиотеки поднимают общекультурные темы, организуют такие вот встречи, вообще – занимаются образованием. «Заметила на примере своих студентов, что у нас почти не стало базового образования, которое давала школа. Молодежь знает, например, о Пушкине. Но только текст как таковой. Про анализ, эстетические нюансы чаще всего не имеют понятия. Раньше я на лекциях говорила: ну, это вы помните из школьной программы. А теперь так уже не скажешь: не помнят, к сожалению, потому что помнить — нечего. Не умеют анализировать, приводить в систему, обобщать. И приходится этому учить».
А актерам без высокой внутренней культуры, без общекультурной базы, интеллигентности и воспитанности никак нельзя. Без всего этого нет Артиста.
«Помню, как мы, тогда совсем молодые, были на гастролях в Москве, во МХАТе. В холле театра стояли огромные мягкие кресла, в которых можно было утонуть. И ребята – молодые актеры, вальяжно сидели в них. А мимо ходят люди – ну, ходят и ходят, мало ли, что им тут надо. Увидел эту картину тогдашний главный режиссер Волковского, Фирс Шишигин – и такого нагоняя задал труппе! «Вы, — говорит, — расселись в креслах, а мимо ходят артисты, которые учились у самого Станиславского! Да вы должны при виде КАЖДОГО из них вскочить – и кланяться в пояс! Чтобы я больше никого в креслах не видел!». И ведь был прав! Режиссер, по сути, не только должен поставить пьесу, но и воспитывать артистов, поднимать их на такой культурный уровень, чтобы они были достойны служить Мельпомене, достойны прикасаться к классике, к драматургии».
Может быть, и то поколение, о котором идет речь в книге, тоже получало когда-то нагоняи от старших товарищей, от режиссеров и худруков. Но для многих из них главным испытанием стала война. А из Волковского отправились на фронт не один и не два артиста.
Например, Софья Петровна Аверичева, недавно ушедшая от нас, сама, добровольно пришла в военкомат. А ведь ее из театра и отпускать не хотели, предлагали выступать в составе фронтовых агитбригад. Но она отказалась – и в июне 1942 года оказалась в разведке. Там она ухитрялась вести дневник, который позже лег в основу книги «Дневник разведчицы». Записи, сделанные рукой Софьи Петровны, украшают форзац книги «В пламени военных лет».
В Волковском театре служил и Константин Лисицын, чье имя носит одна из улиц нашего города. Константин Сергеевич (тезка Станиславского, кстати!) – Герой Советского Союза, работал сперва художником, потом рабочим сцены (сам попросился на эту, более низкую должность, чтобы быть, как он говорил, ближе к сцене), а потом – и актером. Создал немало запоминающихся образов, в том числе и фронтовиков. К сожалению, очень рано ушел из жизни, не дожив и до 50 лет…
Маргарита Георгиевна рассказывала о прошлом так, как будто это происходило вчера. А может быть, особую задушевность ее словам придавали личные воспоминания – ведь практически каждый из героев этой книги был ей хорошо знаком. Звезду Константина Лисицына она держала на ладони и на своем опыте знает, как тяжела Звезда. Звезда во всех смыслах…
Несколько слов о том, как сделана книга. В ней несколько разделов — каждый под эпиграфом из стихов поэтов-фронтовиков.
Первый раздел посвящен событиям предвоенных лет – в частности, спектаклям театра и приезду в Ярославль Алексея Толстого, второй рассказывает о событиях войны, театре на фронте. Центральный блок «Обожженная муза» состоит из глав-портретов, как их назвала Маргарита Георгиевна, посвященных волковцам-фронтовикам. Следующая часть рассказывает о спектаклях военного времени и называется «Чуткий пульс войны». А завершается книга разделом «Преемственность», посвященным современным артистам театра. Здесь же речь идет и о спектакле «Он не вернулся из боя».
Как дань прошлому и тем великим людям, что дошли до Победы, как эстафета от старшего поколения молодому, как реквием звучит эта глава. Она подводит итог – и открывает новую главу. Она объединяет поколения и делает историю – современностью.
Кстати, книга эта появилась, можно сказать, волею случая: может, судьба, может, звезды так сложились, а может быть, аура Года литературы помогла – кто знает?
Незадолго до Дня Победы в театре решили сделать стенды, посвященные Великой Отечественной войне.
— Времени у меня и у дизайнера Елены Бороздинской было катастрофически мало, у нас наступили безумные дни и бессонные ночи, — рассказывает Маргарита Георгиевна. — Надо было продумать дизайн и концепцию, подобрать материалы, сверстать, напечатать, разместить… И вот, перелопачивая горы документов – у себя в архиве, в музеях, в театре – я вдруг поняла, что нет никаких ни книг, ни постоянных экспозиций, которые рассказывали бы о волковцах в годы войны. То есть, после того, как пройдет наша выставка и стенды демонтируют – все это канет в Лету? И тогда я решила, что должна выпустить книгу. Это мой долг перед артистами прошлого, настоящего и будущего. И буквально за несколько дней книга была готова. Первые экземпляры мы вручили ветеранам войны в Учебном театре театрального института.
«Пока я помню – я живу». Более того, пока мы помним – живы они, люди, прошедшие сквозь огонь и грохот сражений, завоевавшие нам мир. И как важна память, ее сохранение и молодым, и пожилым! Именно об этом говорили участники встречи, многие из которых, оказалось, лично знали героев этой книги. Олег Николаевич Кувыркинподелился воспоминаниями об Александре Чудиновой, с которой дружила его мать: «Помню, как я, тогда еще подросток, подавал им чай». Он рассказал, как школьником был на месте страшного взрыва во дворе гостиницы «Медведь», в которой жили артисты Волковского театра: мальчишки нашли бомбу – и начали ее разбирать. Среди пострадавших был сын одного актера, о чем рассказывала в начале своего общения с читателями Маргарита Георгиевна.
Но, конечно, в основном, слушатели делились впечатлениями от творчества знаменитых волковцев, вспоминали, как хороша была Софья Аверичева в той или иной роли, как убедителен был Сергей Тихонов и как великолепно до сих пор играет на Волковской сцене Наталия Терентьева.
К слову, Наталия Ивановна Терентьева вместе с матерью-логопедом в войну подростком исколесила не один фронт в санитарном поезде. После челюстно-лицевых ранений многих бойцов приходилось учить заново разговаривать – и логопед оказывался далеко не последним специалистом. А Сергей Константинович Тихоновслужил в медицинской части. Его первое и самое сильное воспоминание о войне – разорванная грудная клетка раненного насмерть бойца и бьющееся в ней сердце… Не зря глава-портрет о Сергее Тихонове называется «Обнаженное сердце».
Больше двух часов длилось общение автора и читателей, постепенно перешедшее из формата лекции в формат беседы за чашкой чая с вишневым вареньем и чеховскими сушками (все-таки дело было в библиотеке имени Чехова, как-никак!). Маргарита Георгиевна дала автографы всем желающим, приняла в знак благодарности от слушателей цветы – и с удовольствием сфотографировалась на память. Для истории, о которой знает не понаслышке.
Елена Белова, сотрудник библиотеки имени А.П. Чехова.
P.S. Официальная презентация книги «В пламени военных лет» пройдет в Лермонтовской библиотеке в первых числах июня, дату и время уточняйте дополнительно.