6 мая в библиотеке № 12 имени А. П. Чехова прошел традиционный праздник вишневого сада «Вся Россия – наш сад». В этом году событие посвящено 165-летию со дня рождения писателя
Чеховский вишневый сад как символ творчества писателя был разбит под окнами библиотеки в 2007 году. С 2018 года в Чеховском календаре библиотеки появился Праздник вишневого сада «Вся Россия – наш сад». На празднике присутствовали: директор Централизованной библиотечной системы (ЦБС) города Ярославля, Светлана Юрьевна Ахметдинова и добрые друзья Чеховки — депутат муниципалитета Алена Анатольевна Герасименко, известный ярославский фольклорист, историк, чтец Валерий Николаевич Дулов, семья настоятеля храмового комплекса в Коровниках Анатолия Потеряева, включая самых маленьких ее представителей. Именно в Коровниках в 1903 году была основана библиотека, из которой выросла современная библиотека № 12 имени А. П. Чехова.
Приехал почетный гость из Москвы, давний друг библиотеки – Эрнест Дмитриевич Орлов, заведующий отделом «Дом-музей А. П. Чехова» Государственного музея истории российской литературы имени (ГМИРЛИ) В.И. Даля, учёный секретарь Чеховской комиссии РАН, кандидат филологических наук. Эрнест Дмитриевич в преддверии летнего сезона подготовил лекцию «Дни ясные, тихие, а ночи чёрт знает как хороши»: Чеховы на даче».
Ученый приехал не с пустыми руками. Перед началом своего выступления он вручил заведующей библиотекой Валентине Геннадьевне Викторовой несколько книг, посвященных Чехову. Светлана Юрьевна Ахметдинова, в свою очередь, подарила уважаемому гостю историко-краеведческую книгу, выпущенную ЦБС, «Ярославия – древнерусская сторона».
Название лекции — «Дни ясные, тихие, а ночи чёрт знает как хороши» — это цитата из письма Антона Павловича Чехова русскому писателю Николаю Александровичу Лейкину. Когда в семье Чехова, благодаря его литературным трудам, наступило относительное финансовое благополучие, они, как и многие москвичи, на летнее время стали уезжать за город. «Три счастливых лета» 1885-1887 годов оказались связаны с подмосковным имением Киселёвых в Бабкине, весна и лето 1888 и 1889 годов прошли в имении Линтварёвых под Сумами.
Эрнест Дмитриевич рассказал, как проводили Чеховы время на даче, и какие впечатления дачной жизни нашли отражение в творчестве Антона Павловича, какие образы и картины были запечатлены в живописном наследии Чеховых. Так, младший брат писателя, Михаил Павлович Чехов, оставил зарисовки некоторых дачных интерьеров. В частности, запечатлел «стол из швейной машинки», за которым работал Антон Павлович. А в пейзажах, написанных сестрой Марией Павловной, отразилась окружающая их природа, вдохновлявшая и Чехова, и его гостей и друзей, среди которых был художник Исаак Левитан.
С дачной жизнью были связаны и трагические страницы в жизни семьи. Именно на даче, в имении Линтваревых в Сумах, умер старший брат писателя, Николай Павлович. По мнению Эрнеста Орлова, вероятно, именно эта смерть подтолкнула Чехова к поездке на Сахалин: «от Николая хоть картины останутся, а от меня?». Здесь стоит отметить, что свое творчество классик оценивал весьма и весьма скромно. Он считал, что о нем забудут лет через восемь после смерти.
Но свой след в истории Антон Павлович оставил не только сахалинским путешествием и последующим участием в переписи населения каторги, но, прежде всего, литературными произведениями, которым Эрнест Дмитриевич на лекции уделил подробное внимание, разбирая истоки образов, сюжетов, деталей.
Наследием Антона Павловича являются и созданные им сады в Мелихове и в Ялте. Где бы он ни был, везде старался что-то сделать на земле. Образ сада проходит не только через одну из ключевых пьес классика – «Вишневый сад», но встречается и в других его произведениях.
По этой причине важной традицией праздника вишневого сада «Вся Россия – наш сад» стала посадка саженцев вишни у стен библиотеки.
Этот год не стал исключением. Вишневый сад Чеховки пополнился несколькими юными деревцами.
Чеховский праздник завершился концертом, подготовленным преподавателями и студентами Ярославского колледжа культуры.
Перед гостями выступил фольклорный ансамбль «Горенка», исполнивший народные песни в современной обработке. Усидеть на месте под такие задорные мелодии было практически невозможно, и некоторые зрители вместе с артистами пустились в пляс.