15 июля в библиотеке имени А. П. Чехова прошел музыкальный спектакль «Моя актриса», созданный московским Театром Трех Муз под руководством Людмилы Грибовой. Постановку приурочили к Дню памяти Антона Павловича Чехова, который отмечается 15 июля.
Сюжет музыкальной драмы разворачивается на основе писем Антона Павловича Чехова и его жены, актрисы МХАТ, Ольги Леонардовны Книппер. Сергей Пименов примерил на себя роль драматурга, а Людмила Грибова стала на время его актрисой.
Переписка у супругов – впрочем, начался их эпистолярный роман гораздо раньше, чем официальное вступление в брак, — была обширной, письма летали в Москву, в Ялту, находили адресата в самых разных уголках России: вся их жизнь складывалась из долгих разлук и непродолжительных встреч. И только письма не давали порвать ту «волшебную невидимую нить, которую меж ними протянули…», говоря словами Владимира Высоцкого.
То грустные, но радостные, наполненные то печалью, то юмором, эти свидетельства эпохи заставили слушателей завороженно внимать голосам артистов…
Но и за, казалось бы, насмешливыми словами, скрывались большие и искренние чувства. «Актрисуля, вот уже два дня и две ночи, как от тебя нет писем. Значит, ты меня уже бросила? Уже не любишь?». «Ты убедился, что я не бросаю тебя? Я ужасно хохотала, когда читала сегодня твое письмо».
Спектакль показывал, что любовь – особенно среди людей творческих, талантливых, занятых своим делом с увлечением – чувство непростое. Ольга Леонардовна писала сестре, что «эти шесть лет, что я его знала, были мучительны, полны надрыва… И всё же эти годы были полны такого интереса, такого значения, такой насыщенности, что казались красотой жизни».
Возможно, именно эти слова и дали толчок к оформлению постановки. Зал напоминал гостиную рубежа 19 и 20 веков, с ее вязаными скатертями и салфетками, теплым желтым светом ламп, уютом и умиротворением. На экране демонстрировались фотопортреты Антона Павловича и Ольги Леонардовны, чтобы зритель мог представить, как вот этот мужчина и вот эта женщина берут перо в руки и пишут друг другу…
Он ей: «Милая, восхитительная актриса, здравствуйте! Как живете? Как себя чувствуете?». Она ему: «Мне легче жить, когда ты мне пишешь».
Однако оба они были людьми театрального мира, мир кулис проник и в их переписку. То и дело в письмах упоминаются известные актеры, режиссеры, антрепренеры, директора и деятели театра. А потому и зрительный ряд постановщики не могли не дополнить фрагментами спектаклей с участием Ольги Леонардовны – конечно, гораздо более поздних лет, чем ее роман и брак с Чеховым. Увидели зрители и запись рассказа актрисы о постановке «Чайки» — пьесы, сперва провалившейся на показе, но потом имевшей оглушительный успех.
Но коллектив Людмилы Грибовой не просто так называется – Театр Трех Муз. Каждый их спектакль по-своему уникален, ведь он соединяет в себе сразу несколько искусств: специально для него композиторы пишут песни, поэты — стихи, а художники — картины, портреты, пейзажи.
В этот раз живопись была представлена портретом А. П. Чехова, а также репродукциями полотен мастеров пейзажа; музыкально-поэтическая же часть состояла из романсов на стихи и музыку Людмилы Грибовой в исполнении автора. К слову, песни, звучавшие в спектакле, рассказывали не историю конкретных людей – Чехова и Книппер, а были посвящены общечеловеческим чувствам, ведь каждая история любви и оригинальна, и похожа на многие другие одновременно.
Елена Белова, сотрудник библиотеки имени А. П. Чехова.