11 мая библиотека имени А.П. Чехова провела праздник «Вся Россия – наш сад», приуроченный к 10-летию закладки вишневого сада у стен библиотеки. Планировалось, правда, что это будет не просто юбилей сада, но праздник цветущих вишен (как и в прошлом году), но природа распорядилась иначе – и сад был не белым как снег, а белым от снега, без всяких «как».
Однако, оценив трудовой порыв сотрудников Чеховки и их гостей, погода смилостивилась: именно тогда, когда все дружными рядами двинулись на посадку деревьев, выглянуло солнце, снег растаял – и работа сразу пошла как-то живенько и активно.
Были высажены новые деревья на вишневой аллее, заложенной в 2016 году как продолжение вишневого сада. Здесь были заранее подготовлены лунки и саженцы – и почетные гости посадили именные деревья.
Так на аллее появились личные вишни московских гостей — заместителя директора Государственного Литературного музея Эрнеста Орлова и режиссера и актера Александра Власова, депутата муниципалитета и большого друга библиотеки Михаила Халтяна, бывшего директора ЦБС Галины Андреевны Валяевой (деревце, к слову, так и назвали – «Галина»), а также – коллективный питомец студентов ярославского колледжа культуры (с этим учебным заведением Чеховка давно и плотно сотрудничает).
Посадила вишню-тезку и директор Централизованной библиотечной системы города Ярославля Светлана Юрьевна Ахметдинова.
Заглянул на… нет, привычное слово «огонек», тут, пожалуй, не подойдет. Скажем так: не мог пройти мимо и один из участников закладки сада Сергей Вячеславович Толобов, которого в библиотеке хорошо знают, а потому встретили с огромной радостью и благодарностью.
Кстати, слова благодарности открыли этот интерактивный опен-эйр: Светлана Юрьевна Ахметдинова обратилась к коллективу, читателям библиотеки имени А.П. Чехова, к тем, кто причастен к закладке сада, отметив, что идея оказалась очень удачной, и вишневый сад у Чеховки стал брендом района и визитной карточкой библиотеки.
А Эрнест Орлов рассказал, что само понятие «сад» для Чехова было глубоко символичным. «Для Чехова сад на протяжении всей жизни во всем его творчестве — это жизнь. Чехов уже в 1902 году, еще только замышляя «Вишневый сад», Ольге Леонардовне напишет: «Если бы я сейчас бросил занятия литературой и занялся садом, это прибавило бы мне лет 10 жизни».
Прибавив себе несколько лет жизни, участники праздника вернулись в библиотеку, где им предстояло окунуться уже в совершенно другую стихию – в чеховское пространство. Но сперва надо было погреться чайком – на улице был-таки май месяц, отведать ягодного пирога, вишневого варенья, чеховских сушек.
И – поздравить с днем рождения Галину Андреевну Валяеву, именно сегодня, 11 мая, отмечающую очередную дату.
Светлана Юрьевна также поздравила коллектив библиотеки с 10-летием вишневого сада и подарила на память набор цветочных кашпо с рисунком сакуры.
После просмотра небольшого слайд-фильма об истории сада, подготовленного сотрудниками библиотеки, состоялась публичная лекция Эрнеста Орлова. Называлась она «Врут все» и была посвящена прошедшей не так давно в Доме-музее А.П. Чехова на Садовой-Кудринской одноименной выставке.
О чем этот проект? О том, пожалуй, как лукава бывает человеческая память, как избирательны наши воспоминания, как много зависит от точки зрения и нашего отношения к тому или иному предмету. А человек – предмет сложный, малоизученный, многогранный… Одним словом, врут все – и о Чехове тоже.
Правда, вранье ли это в прямом смысле слова? Или, как в известном выражении, «сам обманываться рад»? Например, современники, описывая внешность Чехова, называют его глаза то голубыми, то серыми, то карими. Ну, ладно, голубые с серыми попутать можно – а вот карие… И кто прав? Кому верить?
Или еще. Многие описывают писателя как человека веселого, озорного, любящего шутку. Но есть ли в массовом сознании фотографии Антона Павловича, где бы он улыбался или смеялся?
Фотоснимок называют свидетельством эпохи. Но как быть, если фотографии Чехова лукавят? Скажем, знаменитый кадр, где Антон Павлович изображен рядом с Львом Толстым и Максимом Горьким. Так вот, на самом деле, Горького на оригинале нет. А на другом снимке – тоже с Толстым – наоборот, убрали тех, кто был в момент фотографирования: членов семьи Льва Николаевича.
В общем, фотошоп не фотошоп, а подправить действительность мастера находились во все времена.
Много интересного было рассказано на основании многочисленных воспоминаний и дневников, хранящихся в архивах музея на Садовой-Кудринской. Изрядная доля этих бумаг еще не была опубликована или публиковалась не полностью. И среди различных свидетельств о Чехове, конечно, самая деликатная, но и интересная тема – его отношения с женщинами. Здесь, по словам Эрнеста Дмитриевича, тоже много «народного творчества»: всяких мифов, легенд, басен — и откровенных выдумок.
Именно об этом и шла речь в короткометражном фильме «Мой любовник — Антон Чехов. Из воспоминаний о Чехове госпожи Мурашкиной», показанном ярославской публике. К слову, это была премьера ленты в Ярославле и настоящий эксклюзив!
Фильм снят по одноименной шутке Леонтьева-Щеглова и в основе сюжета – рассказ о встрече с писателем одной дамы, «прекрасно сохранившейся, несмотря на свои 50 лет», фанатки, как бы сейчас сказали, Чехова. А во времена Антона Павловича таких особ называли иронично «антоновками».
Времена изменились, но такие экзальтированные, без критического и самокритического мышления особы живут и по сей день. Видимо, поэтому и реакция в зале была очень живая: многие узнавали типаж. Причем – и это очень порадовало создателей фильма – эмоции шли и от молодежи, и от взрослой аудитории. А о том, как создавалась картина, рассказывал ее режиссер и исполнитель роли Антона Павловича Чехова Александр Власов.
Александр Викторович поделился со зрителями режиссерской кухней, байками и историями, забавными и странными эпизодами, неизбежно сопровождающими любую съемку. Например, как в одном фрагменте картины требовалось, чтобы были волны, море шумело и билось о берег.
— А был почти полный штиль. Но, пока мы выставляли технику, свет, море, видимо, прониклось нашими нуждами, а может, Антон Павлович, наш покровитель, помог – но к моменту съемок была именно такая волна, как мне хотелось.
Александр Викторович также посвятил публику в тонкости озвучки, рассказав, почему за одну актрису говорила другая (кстати, в фильме звучит голос Анны Каменковой), в чем особенность черно-белой ленты, какие мысли хотелось вложить в этот короткий фильм. Из зала то и дело задавали вопросы на самые разные темы, люди искренне интересовались не только вот этой творческой работой режиссера, но и его театральной и кинематографической карьерой: Александр Власов снялся в нескольких сериалах. Что же до чеховских тем, то ему доводилось и играть, и ставить пьесы Антона Павловича, и вот — повезло сыграть его самого.
К слову, как заметил в своем выступлении Эрнест Дмитриевич, говоря о внешности Чехова, рост писателя, когда он при ехал в Москву, был около 182 см.
— Как у меня примерно. А вот когда Антон Павлович уезжал в Ялту – он был уже 186 см.
— Как я, — подал реплику А. Власов.
Так что в этот день мы не просто вспоминали и говорили о Чехове, мы, можно сказать, его увидели воочию. Впрочем, дух писателя, кажется, всегда витает в стенах Чеховки, привлекаемый сюда искренней любовью и почитанием его таланта. И время от времени словно проявляется – то жестом, то деталью одежды, то интонацией кого-то из гостей…
Не узнаете? А вы сверьтесь с книгами: ведь к празднику сотрудники библиотеки приготовили несколько тематических книжно-иллюстративных выставок, посвященных А.П. Чехову и вишневому саду.
Экспозиция «Дорогой в дивный сад» предлагала различные издания произведений Антона Павловича Чехова: «Вишневый сад», «Дом с мезонином», «Избранное. Мелиховские страницы». Здесь же можно было познакомиться со слайд-выставкой «Венок Чехову», рассмотреть репродукции картин и фотографии цветущих садов, прочесть стихи о вишне. Например, строки поэта Камо Мабути:
В пору цветенья
Вишни сродни облакам –
Не потому ли
Стала просторней душа,
Словно весеннее небо…
А выставка «Круг чтения» состояла из книг о писателе – «А.П. Чехов в воспоминаниях современников», «Русское зарубежье о Чехове», «Чехов без глянца». Здесь же можно было узнать, каким запомнили Антона Павловича его родные и какой была семья Чеховых, из книг М.П. Чехова «Вокруг Чехова», Е. М. Чеховой «Воспоминания», С.М. Чехова «О семье Чеховых», «Александр и Антон Чеховы. Воспоминания и переписка». Также была оформлена небольшая выставка газетных публикаций о событии 10-летней давности – закладке вишневого сада у стен библиотеки.
Конечно, гости познакомились не только с этими книгами: Чеховский фонд библиотеки насчитывает гораздо больше экземпляров. Часть книг хранится в Чеховской гостиной, часть – в музейной экспозиции библиотеки.
Эрнеста Орлова и Александра Власова провели и по той, и по другой, рассказав о знаменитом кресле, подаренном потомкам купца Андронова, основателя библиотеки. Считается, что Чехов мог в нем сидеть: напомним, дочь купца вышла замуж за брата Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, а Антон Павлович бывал у шурина.
Показали гостям и Чеховскую коллекцию, в которой особенно понравились гостям фигурки такс, очень похожих на тех, что были у Антона Павловича. Как было обойтись без фотографии на память. Тем более, что и коллеги, сотрудники других библиотек, тоже захотели присоединиться к фотосессии!
Елена Белова, сотрудник библиотеки имени А.П. Чехова.
Что сказать?! Отличный репортаж, замечательные события, прекрасные люди, интереснейшие, знающие гости. Пожелаем ярославскому вишневому саду лет до ста расти без старости, соединяя людей, города и страны. Поздравляю!