21 марта в библиотеке имени А. П. Чехова для студентов Ярославского колледжа культуры состоялся час истории «Брусиловский прорыв», входящий в цикл «Легендарные полярные экспедиции». Автор, Федор Николаевич Колпаков, рассказал о походе Георгия Брусилова.
Студенты узнали, как проходила экспедиция, откуда она вышла и куда должна была прийти; с какими неприятностями, ставшими потом роковыми, столкнулись организаторы похода, какие предупреждения посылала Брусилову судьба. А их было немало. Тут и отказ матросов идти в дальнейший путь, и отсутствие медика, и не самые «удачливые» названия судна, а их было три, и каждое — «роковое».
Федор Николаевич обратил внимание слушателей и еще на один фактор. Дело в том, что судно было куплено за границей и долго проходило оформление. В итоге выдвинулись много позже планируемого. В Мурманске оказалось, что погода не располагает к путешествию: там в тот год была аномальная ледовая обстановка, случающаяся раз в несколько десятков лет; в 20-м веке, например, такое наблюдалось еще один раз, в 1983 году.
Тогда-то матросы и другие члены экипажа отказались идти в путь. Пришлось на месте искать людей. Так, на место судового врача взяли пассажирку Ермилию Жданко, закончившую курсы медсестер: из Санкт-Петербурга на «Святой Анне» вышло несколько человек, решивших в качестве туристов дойти по морю до Мурманска, откуда можно было вернуться по железной дороге.
Ведущий напомнил, что именно Брусилов считается основным из трех прототипов капитана Татаринова из «Двух капитанов» — знаменитого романа Вениамина Каверина, романа, давшего, по мнению Ф. Колпакова, советской молодежи героя, сопоставимого с Андреем Болконским.
Ведь Иван Татаринов и Георгий Брусилов (племянник известного своим прорывом генерала Алексея Брусилова) носят одно отчество — Львович; их шхуны назывались похоже — «Святая Анна» и «Святая Мария»; в экспедиции Брусилова выжили двое — штурман и матрос, и так же было и в романе Каверина. К слову, штурман Альбанов — прототип штурмана Климова, и оба они вели дневники.
Георгий Львович — один из славной когорты полярных исследователей, к которым обращена песня Владимира Высоцкого «Белое безмолвие». В ней есть такие строки:
Север, воля, надежда. Страна без границ.
Снег без грязи — как долгая жизнь без вранья.
Вороньё нам не выклюет глаз из глазниц,
Потому что не водится здесь воронья.
К сожалению, смерть, которую у поэта олицетворяют вороны, — неизменная спутница многих арктических путешественников. Вот и экспедиция Брусилова погибла, из нее уцелели только двое — упомянутый штурман Альбанов и матрос Конрад. А остальные? Что стало с теми, кто остался на шхуне, которую уносило льдами всё дальше на север? Что стало с другими людьми из тех, кто ушел вместе с Альбановым — на юг, к Земле Франца-Иосифа? (Кстати, эти слова в то время о себе могли сказать человек 20 из нескольких миллиардов живущих в мире!) Мы пока не знаем. Но, может быть, когда-то Север и откроет эту тайну.
Ведь удалось нашему земляку, уроженцу Рыбинска Олегу Продану, обнаружить уже в 21 веке в высоких широтах следы экспедиции Брусилова! Как Сане Григорьеву, герою «Двух капитанов», удалось найти капитана Татаринова. И нет, это не просто везение! «Бороться и искать, найти и не сдаваться» — неслучайно этот девиз из романа стал путеводным для многих поколений советских людей.
Федор Николаевич сопроводил свое выступление презентацией, в которую вошли архивные фотографии брусиловской экспедиции, рисунки Валериана Альбанова, современные фото поисковой партии Продана. Также были представлены карта Северного Ледовитого океана и Арктики с прилежащими землями, на которой ведущий показывал основные вехи похода Брусилова, и книги — издание дневника Альбанова и работа М. Чванова «Загадка штурмана Альбанова». И, конечно, роман «Два капитана».
А завершил час истории фрагмент из мини-сериала «Два капитана» с пронзительной музыкой Евгения Птичкина.
Елена Белова, сотрудник библиотеки.