10 ноября в 15.00 библиотека имени А. П. Чехова провела первую встречу из цикла мероприятий, приуроченных к 200-летию Николая Алексеевича Некрасова, которое будет отмечаться в 2021 году. Подготовка к этому событию уже началась, и интерактивная игра «Творчество Н.А. Некрасова. Поэтические строки» для студентов Ярославского колледжа культуры стала своего рода премьерой.
Начался разговор с неожиданного вопроса — зачем сейчас, в 21-м веке, читать Некрасова? Проблемы-то у нас совсем другие, люди озабочены совершенно иными вопросами и вещами… Оказалось, это не так.
После того, как ребятам прочитали три стихотворения поэта — «Внимая ужасам войны…», «Элегия» и «Гадающей невесте», стало понятно, что и в 19-м, и в 21-м веке до сих пор много общего.
Идут войны и погибают чьи-то сыновья, принося страшное горе матерям:
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мир подсмотрел
Святые, искренние слезы —
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве…
(«Внимая ужасам войны…»)
Многие и тогда, и сейчас готовы за материальные блага продать и предать самых близких людей, пренебречь лучшими чувствами:
Он твои пленительные взоры,
Нежность сердца, музыку речей —
Всё отдаст за плоские рессоры
И за пару кровных лошадей!
(«Гадающей невесте»)
И до сих пор вопрос, прозвучавший из уст героев Некрасова — «Кому на Руси жить хорошо», рефреном проходящий через все творчество поэта, не теряет своей актуальности:
«Довольно ликовать в наивном увлеченье, —
Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..»
(«Элегия»)
Молодые люди согласились, что раз все это до сих пор присутствует в нашей жизни — значит, Некрасов остается и актуальным, и современным, значит, его нужно читать и изучать, в том числе — и истоки творчества, жизненный путь, источники сюжетов и персонажей.
Чтобы, так сказать, закрепить материал и показать, насколько Некрасов может бередить умы наших современников, ребятам показали сюжет с участием Андрона Кончаловского, в котором режиссер рассуждает о жизни и творчестве поэта.
Ведущая представила аудитории и книжную выставку «Мир Н.А. Некрасова», на которой были книги о поэте — например, работа К. Чуковского «Мастерство Некрасова», биография из серии ЖЗЛ «Некрасов» (автор В. Жданов), методические пособия для учителя — материалы к выставке «Жизнь и творчество Н.А. Некрасова», публикации в журнале «Литература в школе» (№8 за 2004 год, № 8 за 2009 год и № 7 за 2010 год).
Из биографической литературы более лирического, так сказать, свойства, стоит выделить живой и яркий рассказ о поэте его внучатого племянника, Николая Константиновича Некрасова, основанный на семейных воспоминаниях, личных впечатлениях, литературных источниках — «По их следам, по их дорогам». А «Тропа к Некрасову» Н. Якушина — это документально-художественная книга о жизни и творчестве нашего великого земляка.
Здесь же можно было найти литературу, рассказывающую о том, где был и жил поэт, какие места сейчас мы называем некрасовскими — например, «В краю моем родимом», «Некрасов в Карабихе» (автор А. Тарасов), сборники стихов и поэм поэта, его лирику, известные произведения — «Мороз Красный Нос», «Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины».
— А кстати, знаете ли вы, о ком поэма «Русские женщины»?
Вопрос ведущей вызвал недоумение — о русских женщинах, что тут непонятного? Но о ком именно? Чтобы напомнить ребятам подзабытые сюжетные перипетии замечательного произведения, был показан буктрейлер, в который вошли фрагменты фильма «Звезда пленительного счастья», посвященного истории декабристов, со знаменитой мелодией «Кавалергарда век недолог…».
Затем будущим работникам культуры предложили показать свой культурный уровень.
Надо было в поэтическом конкурсе «С трех слов» узнать по начальным словам и строкам произведение поэта, а в художественном «Картины русской жизни в поэзии Н.А. Некрасова» — подобрать к полотнам русских живописцев подходящие цитаты из Николая Алексеевича. Поскольку в группе были студенты, занимающиеся в том числе живописью, для них задание усложнили, предложив еще и назвать художника, полотно.
Квест был пройден успешно — но это был еще не финал «На закуску» студентам предстояло побывать на «Пире ведьмы». К тому же — ночью. И не где-нибудь, а на Лысой горе.
А проще говоря, юношам и девушкам надо было разыграть стихотворение Некрасова «Пир ведьмы» под музыку М. Мусоргского «Ночь на Лысой горе».
Поначалу молодежь стеснялась, но после того, как педагог показала им пример, представив свою трактовку «Пира», в обеих командах — а когда начались конкурсы и викторины, участников разделили на две команды — тут же нашлись желающие поучаствовать.
В качестве формы было выбрано художественное чтение, во время которого ребята постарались передать голосом и завывание ветра, и шум в трубе, и топот гостей колдуньи. Получилось здорово, почти как в настоящем театре!
По окончании игры самые активные участники получили призы — собрания сочинений Некрасова, биографические книги. Не ушли с пустыми руками и остальные: на каждом столе была книга стихов поэта, которую можно было взять с собой. Насовсем!
Елена Белова, сотрудник библиотеки имени А.П. Чехова.