15 мая библиотека имени А. П. Чехова провела праздник вишневого сада «Вся Россия – наш сад».
Начался праздник в вишневом саду: погода выдалась прекрасная – тепло, солнечно, вишни цвели так буйно, что вспомнилось сравнение их цвета с метелью, легкий ветерок способствовал и хорошему настроению, и физической работе. Но перед тем, как приступить к традиционной посадке новых вишен на аллее перед входом в библиотеку, к собравшимся обратились со словами приветствия и добрых пожеланий почетные гости:
- директор Централизованной библиотечной системы города Ярославля Светлана Юрьевна Ахметдинова,
- депутат муниципалитета города Ярославля Миша Агмадович Халтян,
- настоятель церкви Иоанна Златоуста в Коровниках отец Анатолий Потеряев,
- заведующий домом-музеем А. П. Чехова на Садовой-Кудринской Эрнест Дмитриевич Орлов.
Они отмечали, что вишневый сад Ярославской Чеховки – идея удивительно чеховская: она не только отсылает нас к знаменитой пьесе классика, но и напоминает о том, что Антон Павлович и сам был отменный садовод!
Надо сказать, что и в саду, и на аллее уже есть «именные» вишни, которые сажали как известные люди Ярославля, так и знаменитые чеховеды, и представители Чеховского сообщества музеев и библиотек, и даже – представитель рода Чеховых Евгения Филипповна Чехова, а также потомок основателя библиотеки купца Николая Андронова Вячеслав Вячеславович Киркин.
Есть «своя» вишня и у М. Халтяна, и у Э. Орлова.
А теперь появилась у отца Анатолия Потеряева и его семьи, у читателей Чеховки. Но в посадке новых деревьев участвовали все гости этого дня.
Сделав общее фото на память, участники праздника переместились в библиотеку, где председатель читательского актива Галина Константиновна Донченко прочла стихотворение своего земляка Михаила Исаковского «Вишня», благословив новые вишенки на долгую добрую жизнь:
Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь и в высоту
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.
Таким образом была закрыта тема первой части встречи, и импровизированная сцена перешла в распоряжение Эрнеста Дмитриевича Орлова. Ярославцы услышали публичную лекцию «Самый главный винт – это любовь», посвященную Чехову и женщинам в его жизни.
Название выступлению дано по цитате из ответа писателя родным на призывы как можно скорее жениться. Антон Павлович же парировал, в шутку ли, всерьез ли: что-де жена ему нужна такая, чтобы, как луна, появлялась на его небосклоне не каждый день. А если серьезно, то в семейной жизни самый главный винт – это любовь.
Антон Чехов пользовался у женщин успехом, да таким, что некоторые дамы даже придумывали романы с писателем. Особенно разошлись они после ухода Чехова из жизни. А уж сколько представительниц прекрасного пола видели именно себя в качестве прототипа героинь чеховских пьес!
Эрнест Дмитриевич рассказал об отношениях Антона Павловича с Татьяной Щепкиной-Куперник, с Ликой Мизиновой, Лидией Авиловой, Ольгой Книппер, Верой Комиссаржевской, а также – о том, как сестра Чехова Мария Павловна реагировала на всё это. Рассказ опирался на письма Чехова, на мемуары и дневники его современников, а также на книги Зиновия Паперного. Правда, о мемуарах той же Щепкиной-Куперник Э. Д. Орлов заметил: есть три варианта и все – разные.
Большой интерес вызвала и презентация, которой сопровождалась лекция. Там были показаны любопытные фотографии и рисунки – например, снимок, на котором 4 женщины, и каждая имела виды на Антона Павловича.
Или – серия карикатур А. А. Хотяинцевой: на них запечатлена история, придуманная от скуки, — о том, как Антон Чехов собрался жениться на некой баронессе, выиграл в рулетку мешок золота, сделал предложение и привез невесту в Мелихово.
На рисунке можно видеть Чехова с пальмой на плече, такс Брома и Хину, домашних драматурга – и ту самую баронессу. Иногда эта картинка всплывает как первый приезд в усадьбу Ольги Книппер. Это, конечно, не так: с актрисой писатель познакомился несколько позже.
Кстати, как это было? Вот уж действительно: мужчины любят глазами. Впервые свою будущую жену драматург увидел в роли царицы Ирины в пьесе «Царь Федор Иоаннович» — во всем блеске царского костюма, и был, конечно, впечатлен.
Ольга стала как раз такой женой, как и хотел Чехов: они жили в разных городах. Но – уже вынужденно, а не потому, что так хотели: он был болен и находился в Крыму, в наиболее благоприятном для себя климате. Она же не смогла оставить сцену – а театральная жизнь кипела в Москве.
Возвращаясь к иллюстрациям, отметим, что одна зарисовка – вполне реалистичная, почти с натуры: на ней Чехов и его близкие и знакомые изучают портрет писателя работы О. Браза в Третьяковке.
Кроме лекции Эрнест Орлов привез с собою несколько изданий, посвященных Чехову, чеховедению и дому-музею Чехова, и подарил их Ярославской Чеховке и Центральной библиотеке имени М. Ю. Лермонтова.
А по окончании лекции гостю показали отремонтированную Чеховскую гостиную, в том числе – «дорогой многоуважаемый шкаф», подаренный потомками купца Андронова. У портрета Чехова была сделана и общая фотография на память.
Елена Белова, сотрудник библиотеки.