10-15 октября в Ярославле прошли Лермонтовские дни, в рамках которых состоялись 15-е Лермонтовские чтения. Принимала участие в этом форуме и наша Чеховка.
Вот короткая летопись наших Лермонтовских дней-2015.
12 октября вместе с коллегами мы побывали в Борисоглебе и Семибратово, где посетили Борисоглебский монастырь, квартиру-музей поэта Константина Васильева, почтили его память и память известного лермонтоведа Олега Пантелеймоновича Попова.
13 и 14 октября наши сотрудники участвовали в Лермонтовских чтениях. И в первый день нас ждал очень приятный сюрприз: Алла Георгиевна Головачева, хороший друг нашей библиотеки, старший научный сотрудник отдела по изучению и популяризации творческого театрального наследия А. П. Чехова Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина» и бывший директор Дома-музея Чехова в Ялте, привезла нам новые книги о Чехове и Скафтымове.
А во второй день мы с удовольствием погрузились в сравнительный анализ Чехова и Лермонтова.
Алла Георгиевна Головачёва в докладе «Так бурей брошенный челнок…» Лермонтовский мотив в «Вишнёвом саде» А. П. Чехова») рассказала, как она рассматривает образ Епиходова в контексте творчества Лермонтова.
Этот человек по прозвищу «Двадцать два несчастья» о себе говорит: «Судьба относится ко мне без сожаленья, как буря к небольшому кораблю». Согласитесь, сразу на ум приходит строка Лермонтова «Белеет парус одинокий».
Только у Лермонтова парус (а также челн, листок) – символ одиночества вполне романтический, а у Чехова Епиходов – скорее, предмет насмешек, образ намеренно приниженный. Своего рода ироническое преломление темы романтического одиночества Лермонтова, чьи неприятности, хоть и мелкие, но досадные, автор словно компенсирует тем, что даетВ «разлаженному» Епиходову шанс: это единственный персонажВ в пьесе, кто остался при деле и после продажи сада, получив работу у нового хозяина.
В особый мир дачников и курортников ввела нас Елена Евгеньевна Яблонская, соискатель Литературного института имени А.М. Горького, член Союза писателей России. Ее доклад назывался «Курортный хронотоп» — «Княжна Мери» М.Ю. Лермонтова и рассказы А. П. Чехова «Дуэль», «Зеленая Коса» и др.»).
Основной акцент Елена Евгеньевна сделала на малоизвестном рассказе «Зеленая Коса» и самой лермонтовской повести – «Дуэль», сравнивая их по методу В. Катаева. Самая видная разница: окрашенность пафоса. У Лермонтова – ярко романтический мир, у Чехова – намеренно приниженный, подчеркнуто бытовой, местами скучный. Но внутренние конфликты у героев все же имеют черты сходства. У Чехова, по сути, то же, что и у Лермонтова, но – с учетом инверсии, «вывернутости» сюжетных ходов, иногда явной, иногда скрытой.
Тот же Егоров («Зеленая Коса») – это тот же Печорин: он военный, на него иногда находит язвительное настроение, и он начинает говорить окружающим гадости, вокруг него тоже зреет заговор. Только не против него, а в его пользу. А героиня «Зеленой Косы», в противовес традиции эпохи романтизма, романтику видит не в протесте, свободолюбии, а в послушании воле отца.
По сути, перед нами пародия на романтические претензии и ложно понимаемый романтизм.
Елена Евгеньевна обратила наше внимание на еще одну любопытную деталь: Чехов использовал гендерную инверсию, наделяя женщин-героинь чертами знакомых мужчин и наоборот.
Мы снова убедились, насколько сильно Чехов ценил Лермонтова (был же проект оперы на сюжет «Бэлы», в котором музыку собирался писать Чайковский, а Чехов — либретто). Антон Павлович не уставал удивляться, как такому молодому, в общем-то, человеку удается точно и ярко подбирать слова, выстраивать образы и сюжеты. Неудивительно, что лермонтовское творчество отразилось в творчестве Чехова. Очень своеобразно и очень гармонично.
Соседство с Лермонтовым нашему Антону Павловичу очень даже по душе, и мы решили в день рождения Михаила Юрьевича провести в Чеховке Лермонтовский день. Эта акция уже проходила в рамках Лермонтовских дней – в Центральной библиотеке, носящей имя поэта; была она организована и в этом году. Вот и мы, воспользовавшись опытом коллег, тоже решили присоединиться – и 15 октября вместе с нашими пользователями почитать вслух поэзию и прозу Лермонтова.
В холле библиотеки мы оборудовали книжно-иллюстративную выставку, на которой были представлены сборники стихов, поэм и прозы Лермонтова, интересные издания отдельных произведений, биографическая литература, а также иллюстрации к творчеству поэта. Привлекала внимание фотофантазия на тему стихов Михаила Юрьевича –фотографии современных пейзажей, подписанные цитатами из Лермонтова.
Каждому посетителю библиотеки или предлагали рассказать наизусть или открыть книгу и прочитать стихи Лермонтова, строки из его прозы, вспомнить факты биографии. И, как и Антон Павлович, удивиться: ну как же это Михаилу Юрьевичу удавалось так точно подбирать слова, так ясно и ярко создавать образы?..
Елена Белова, сотрудник библиотеки имени А.П. Чехова.