23 марта в 15.00 в библиотеке имени А.П. Чехова прошла фольклорная программа «Создайте памятник деревне» для студентов Ярославского колледжа культуры. Музыкально-литературную постановку представили артисты фольклорной группы «Зоренька».
Название мероприятие получило по слегка измененной первой строке стихотворения Николая Мельникова, которое, к слову, прозвучало в самом начале программы.
Поставьте памятник деревне,
чтоб показать хотя бы раз
то, как покорно, как безгневно
деревня ждёт свой смертный час.
Ломали кости, рвали жилы,
но ни протестов, ни борьбы –
одно лишь «Господи, помилуй!»
и вера в праведность судьбы.
— Замечательный поэт видит памятник деревне вот таким: со всеми деталями неустроенного быта и запустения, вымирания и разрухи, — сказал во вступительном слове Валерий Дулов, руководитель коллектива. — Сразу скажем: писалось произведение в 90-х годах. А мы, артисты группы «Зоренька», решили: наш памятник будет другим – в виде программы о жизни русского села от века к веку, до самых наших дней. И сейчас мы вам покажем, что у нас получилось.
С чем же в первую очередь ассоциируется русская деревня? Да с песней, с танцем, с гуляниями! «Зоренька» воспользовалась тем, что в зале сидели не простые зрители, а будущие артисты, и предложила ребятам вместе представить, как на Руси водили хороводы, устраивали игры и забавы.
Надо сказать, что многие из этих игр связаны с народным календарем, циклом сельскохозяйственных работ, и являются переосмысленными обрядовыми действиями, цель которых – обеспечить хороший урожай. Например, народный хоровод «Ленок»: рефреном в нем стали слова – «Ты удайся, удайся, ленок, ты удайся, наш белый лен!», а участники имитируют действия по выращиванию, уборке и обработке льна.
Еще несколько игр, показанных для студентов и поставленных с их участием, обычно имели целью смотрины и проходили во время престольных праздников в том или ином селе. Молодежь и сама не ожидала, насколько увлекут ее забавы предков: уходя, ребята азартно обсуждали действие, в котором участвовали, и один юноша обронил: «Я не думал, что буду так в библиотеке зажигать!».
Кстати, о библиотеке. Это, все-таки, хранение книг, а значит, к мероприятию была подготовлена тематическая книжная выставка «Снится мне деревня». На ней был представлен как иллюстративный материал – работы художника Н. Крымского, фотографии русских пейзажей, так и книги, посвященные народной жизни.
Прежде всего, это были художественные произведения. В 60-х годах появились термины — писатели-«деревенщики», деревенская проза. Так называли огромное направление в литературе, представители которого ощущали кровную, утробную связь со старой деревней, с сельским бытом и укладом. Они откровенно противопоставляли его городскому, интеллигентскому, и последовательно считали деревню лучше, благороднее, душевно чище и выше, чем город. Один из самых ярких и самобытных представителей деревенской прозы — Ф. Абрамов, чьи повести и романы «Братья и сестры», «Из колена Аввакумова» были представлены на выставке.
На деревенскую тему написаны книги Ю. Черниченко «Хлеб», В. Самойлова «Шальная осень», И. Уханова «Окалина», В. Аниканова «Отчий дом», работы современного автора, лауреата премии А. Солженицына Б. Екимова: «Прощание с колхозом», «На хуторе», «Холюшино подворье» и «Пастушья звезда».
Ярославская литература представлена книгами Ю. Бородкина «Санькино лето», «Солнце под крышей», «Пристань», «Запах вербы». Также краеведческая тема была раскрыта в научно-популярной серии «Библиотека Ярославской семьи»: здесь вышло три тома, посвященных деревням и селам Ярославской области. Много интересных сведений содержит и «Летопись ярославских сел и деревень».
Летопись создавать можно как на бумаге, так и в песне, в танце, в фольклоре. И вот частью программы «Создайте памятник деревне» стало литературно-музыкальное путешествие по истории и деревни, и России: от старины глубокой до наших дней. Тут были, как уже упоминалось, обрядовые танцы и игры, бытовавшие на селе в прошлом. Но меняется время – и «новые песни придумала жизнь»: в годы Гражданской войны, например, пели знаменитую «Как меня родная мать провожала…». Слова написал Демьян Бедный, но так хорошо попал в суть, что песня ушла в народ.
«Зоренька» не просто спела – но сыграла небольшое представление, как Ванек уходил во солдаты.
Театрализация – отличительная черта всех выступлений коллектива, вот и по поэтической зарисовке Сергея Есенина «Я иду долиной, на затылке кепи», включенной в программу, была сделана не просто декламация, но настоящая театральная сценка. К постановке артисты привлекают и зрителей, придавая действу интерактивный характер.
Но вернемся к путешествию по волнам памяти. С помощью народной песни, озорной частушки, в которых отражались реалии времени, артисты показали, чем жил и о чем думал народ после революции, в годы индустриализации и коллективизации.
А потом была война… Ее в деревне предчувствовали, она витала в воздухе – и оседала каплями беды в народной песне. Но реальность оказалась страшнее предощущения. Великая Отечественная война выкосили русскую деревню: большинство мужчин уходило на фронт именно из села: тогда еще не был так высок процент городского населения.
Об этом грустно напоминает частушка:
Ах война, да ты война
Да ты наделала чего!
99 девок обнимают одного!
И песня-плач «Я любила сокола», исполненная артисткой группы, — это тоже голос русского народа, оплакивающего своих погибших.
Девушки, молите Бога, чтоб закончилась война.
А не кончится война — не выйдет замуж ни одна.
Я не знаю, где убит,
я не знаю, где зарыт,
только знаю, что залеточка за родину погиб.
Вспомнили с помощью музыки и времена 60-х: тут уже звучали не только народные, фольклорные, но и всеми любимые песни — например, из фильма «Дело было в Пенькове». В ней – вся суть деревенская:
Тем, кто держит свой камень за пазухой
Ох и трудно в деревне у нас!
…Иногда говорят, что современная молодежь не поймет и не оценит народной песни, они, нынешние парни и девушки, выросли-де совершенно на другом материале. Но вот идет программа «Создайте памятник деревне», смотришь в зал – и видишь: нет, неправда это! Вот звучит финальная песня – и вслед за ведущим ребята называют те свои родные места, откуда родом их предки. Значит, живы еще те самые корни, которые начинают шевелиться при знакомых звуках гармони и балалайки, еще жива и память, а значит – деревня не умерла!
И не зря завершили программу строки, написанные артистками «Зореньки» в противовес апокалиптическому стихотворению Н. Мельникова. Не ставьте памятник деревне, не надо. Лучше займитесь ее возрождением, поднимайте ее – и она воскреснет, оживет, а с нею – и вся страна воспрянет.
Елена Белова, сотрудник библиотеки имени А.П. Чехова.