Две страницы из чеховской летописи

12_kinozal_sad_119 ноября в 14.00 в библиотеке имени А.П. Чехова прошел сеанс Чеховского кинозала. В афише были представлены биографический очерк о Вере Комиссаржевской и фильм Сергея Овчарова «Сад».

Любители и знатоки творчества Чехова знают, как причудливо порой сочетаются в произведениях писателя трагическое и комическое – да и как иначе, такова ведь и наша жизнь, а Антон Павлович знал перипетии и тонкости бытия очень хорошо. Так вот, именно эту особенность мы и взяли за основу нашего сеанса, постаравшись передать нашим зрителям чеховское мироощущение.

Всего две страницы из огромной чеховской летописи мы перевернули – а сколько всего интересного узнали!

Первая, театральная страница нашего кинозала оказалась серьезной, даже драматической – и была посвящена Вере Федоровне Комиссаржевской, русской Чайке, актрисе трагического дарования и трагической личной судьбы. Мы подготовили небольшой биографический видеорассказ о ее жизни. Зрители узнали, как связаны эти два имени – Чехова и Комиссаржевской, познакомились с ролями актрисы, увидели, какими были Санкт-Петербург и Москва на рубеже 19-20 веков и мир кулис того времени.

12_kinozal_sad_2

А вот вторая, кинематографическая страница — радостная часть чеховского дуалистического мира — была представлена комедией «Вишневый сад». Да-да, не удивляйтесь! Мы, конечно, привыкли, что история усадьбы Раневской нам преподносится как трагедия, ну, в крайнем случае, драма – а ведь Чехов-то писал именно комедию. Антон Павлович даже считал, что драматической трактовкой Станиславский все испортил!

Вот Сергей Овчаров и решил вернуть «Саду» — так он назвал свой фильм – его истинную суть. И, надо сказать, у него это получилось: во время просмотра картины среди зрителей то и дело раздавались смешки, сперва робкие, поскольку надо было еще привыкнуть к непривычному взгляду на известное, хрестоматийное произведение, но к концу сеанса смех перестали сдерживать.

12_kinozal_sad_3

Наши вдумчивые и внимательные участники просмотра не могли не отметить, что рассказ о необычной театральной судьбе пьесы стал в нашем сегодняшнем разговоре своеобразным мостиком от трагедии к комедии: в «Вишневом саде», согласитесь, можно увидеть и то, и другое. С этого и началось обсуждение «Сада».

— Неожиданно, но… Почему бы и нет? Много нового проступило в пьесе, стоило сменить акценты. А Чехов-то современен, по-настоящему современен! – говорили зрители за чашкой ароматного чая. – И эту современность можно увидеть, если изменить угол зрения. Но вот в случае с этой пьесой режиссер просто вернулся к истокам. И получилось здорово! Теперь-то можно объяснить детям и внукам, почему «Вишневый сад» — комедия.

12_kinozal_sad_4