4 марта в 14.00 в библиотеке имени А.П. Чехова прошел сеанс Чеховского кинозала. Проходил он за несколько дней до Международного женского дня, тема была обозначена так: «Грани любви». А смотрели кинолюбители замечательную картину Владимира Криштофовича «Володя большой, Володя маленький».
Действительно, любовь в произведениях Антона Павловича – чувство очень сложное и неоднозначное. Мало того, порой оказывается, что за него принималось нечто иное, а вот истинную любовь просто прозевали, не заметили по слепоте душевной. А вот в этом фильме любовь была, может, и искренней, но – наполовину придуманной, поскольку любила героиня не реального человека, а свое представление о нем. Володя маленький, доктор Салимович, оказался не достоин чувств героини. Она вовремя не сумела разобраться, а измена, осквернение супружеской верности – уже состоялись…
И вот финал: «Заезжая почти каждый день в монастырь, она надоедала Оле (родственнице, ушедшей в монастырь. – Прим. автора.), жаловалась ей на свои невыносимые страдания, плакала и при этом чувствовала, что в келью вместе с нею входило что-то нечистое, жалкое, поношенное, а Оля машинально, тоном заученного урока говорила ей, что всё это ничего, всё пройдет и Бог простит».
Фактически, Чехов нам представляет обратную сторону ситуации из «Евгения Онегина» — что было бы, если бы Татьяна не ответила Онегину: «Я другому отдана и буду век ему верна». Писатель не осуждает – этого у Чехова вообще нет, он беспристрастен, по большому счету. Но задуматься читателя – а в данном случае, и зрителя – заставляет.
Вот и наши кинолюбители задумались – и очень горячо спорили, обсуждая увиденный фильм. Кто-то осуждал героиню, кто-то ей сочувствовал, кто-то считал, что здесь, что называется, «хороши» все. «Скука, безделие, неразвитость души – вот причина измены, вот причина показанной ситуации», — было высказано мнение. Но сходились спорщики в одном: фильм совершенно чеховский. Да, он снят по мотивам, в нем есть отсылки к другим произведениям автора. Однако атмосфера, характеры и взаимоотношения героев, ситуации, быт – переданы бесподобно.
Любопытно, что в рассказе, ставшем основой фильма, есть удивительный чеховский прием – самоцитирование. Один из персонажей, к примеру, напевает: «Тарарабумбия, сижу на тумбе я». Это – слова Чебутыкина из «Трех сестер», помните? Кстати, песенка, из которой Чехов взял строчку, было очень популярна в конце 19-го века, являлась яркой приметой времени.
О том, ушедшем веке, о своем времени, о Чехове и о себе еще долго говорили зрители Чеховского кинозала, устроившись за столом с чашечкой ароматного чая. Кстати, угощение, ставшее уже традиционным, в этот раз сопровождалось небольшим, но приятным сюрпризом: поздравлением от лица депутата Областной думы Сергея Балабаева, приуроченным, конечно же, к Дню 8 Марта!